Умер один из самых ярких мастеров фотожурналистики. Из 69 прожитых лет более полувека он провел с камерой в руках.
У профессии фотокорреспондента есть одна неприятная особенность – читатель далеко не всегда интересуется именем автора снимков. Авторами текста интересуются куда больше, даже если снято намного лучше, чем написано. Поэтому пишущих знаменитостей у нас десятки, снимающих – единицы. Это обидно и плохо.
В нашей профессиональной среде, видимо, не было человека, не знавшего фотографа Анатолия Белоногова. Его ценили в Москве и за рубежом. Но главное даже не в этом. Среди тех снимков, которые мы публикуем сегодня, каждый найдет кадр, который он уже видел когда-то – на газетной полосе, в фотоальбоме, на выставке, на городской улице… Эти снимки, даже те, что появились десятки лет назад, работают до сих пор, – и сейчас работают, когда их автора уже нет на свете. Он много снимал Астафьева – теперь эти снимки столь же узнаваемы, как «Комбат» Макса Альперта, они обошли бесконечное множество изданий.
Но дело даже не в съемке знаменитостей. Один известный фотограф сказал однажды – если ты что-то увидел, ты это уже не снял. Иногда кажется, что есть какое-то совсем незнакомое посторонним устройство в мозгу, в душе, во всем существе настоящего мастера, которое подсказывает ему место, где нужно быть, и момент, когда нужно нажать на кнопку. Там, где обычный человек видит просто жизнь, он видит кадр.
Анатолий Алексеевич именно так и видел. И до самых последних дней сохранил одно из главных профессиональных качеств фотокора – любопытство, страсть увидеть все своими глазами, побывать везде, где только можно, забраться туда, куда никто не забирался. Наверное, все коллеги, ездившие с ним в командировки, подтвердят: ты только еще раскачиваешься, а он уже все, что нужно, узнал, со всеми договорился. И при всем этом, искал он в окружающем только красивое, доброе, забавное – сказывалась то ли старая выучка, то ли натура, отвращавшая от всего грязного, некрасивого. Сейчас это только начинаешь осознавать: в его огромном наследии не найдешь ни одного кадра, отражающего уродства жизни, – а ведь, что греха таить, именно такой взгляд сегодня пользуется спросом.
Он был общительным человеком – хотя, если обстановка к тому склоняла, не лез за словом в карман, говорил все, как есть. Любил незатейливые житейские радости – грибы собирать, баню топить, еду готовить… Когда произносишь дежурную фразу «его будет не хватать нам», понимаешь, что за ней спрятано бесчисленное множество событий, слов, картинок, настолько крепко сросшихся с твоей собственной жизнью, что отделить одно от другого не получается. Жизнь вообще непредсказуема – хотя бы потому, что вот так, внезапно, приходится писать этот текст.
Редакция газеты «Наш Красноярский край» приносит соболезнования семье, родным и близким Анатолия Алексеевича Белоногова.
БИОГРАФИЯ
Анатолий Алексеевич Белоногов. Родился в Иркутске в 1947 году в семье офицера. Школьником переехал в Красноярск, на новое место службы отца. Сотрудничать с газетами начал в 14 лет. С 18 лет стал фотографировать героев своих публикаций. Работал в газетах «Красноярский комсомолец», «Красноярский рабочий», затем в «Строительной газете», был собственным фотокорреспондентом «Правды» по Сибири и Дальнему Востоку. Неоднократный победитель краевых, всесоюзных и всероссийских фотоконкурсов. Выставки в США, Франции, Китае, Иране. Автор фотоальбомов «Зимние забавы сибиряков» (победитель конкурса «Книжное Красноярье», 2008 год), «Затеси на сердце. Астафьев в памяти людской» и др. Последние десять лет сотрудничал с Восточно-Сибирским филиалом «Российской газеты». Скончался 5 апреля 2017 года.
На фото – работы Анатолия Алексеевича Белоногова: Виктор Петрович Астафьев на берегу Енисея, А олени лучше, Сельский кузнец