Там, где кончаются дороги и связь

Как хранят язык и традиции в Казанке

Там, где кончаются дороги и связь Как хранят язык и традиции в Казанке

Казанка – самая удаленная деревня в Казачинском районе. Основанная еще во времена Столыпина, она, кажется, потерялась в лесах и во времени. После нее кончаются дороги и связь. Но эта оторванность – впечатление первое и обманчивое: люди живут, работают и при этом трепетно хранят традиции, обряды и язык своих предков.

Словно век назад

Казанке больше 100 лет: когда-то выходец из Казанской губернии Трофим Ермаков увидел здесь красивое место и решил поселиться. Место на самом деле оказалось очень удачным, и скоро сюда потянулись другие переселенцы. Деревушка началась как Усть-Таловка – по имени речки. Но название не прижилось.

– Жители тосковали по родине, так деревня и стала Казанкой, – рассказывает приютившая нас на ночь (мы приехали сюда в командировку) хлебосольная хозяйка учитель истории Вера Павлова. В доме призывно пахнет пирожками и свежим хлебом. Чувашский пирожок – больше ладони: обычно его режут на четыре части, чтобы удобнее было есть. В нем – мясо, картошка и черемша. Остановиться невозможно – пироги вкуснейшие.

Вера – потомок первых переселенцев, сюда когда-то пришли ее прадеды. И сейчас многое в подворье сделано по чувашским традициям: в бане две печки – для того, чтобы нагревать камни и воду; иконы в красном углу закрыты легкой тюлевой занавесочкой – их нельзя показывать. Как нельзя и выносить из дома. А так – обычный деревенский дом: большая русская печь, несколько комнат, в зале на полочках – чувашская матрешка в национальном костюме и много дисков с песнями. У Павловых все говорят на чувашском, включая младшую дочь, 9-классницу Аню. Старшая окончила педагогический и уже пять лет работает в школе учителем русского и литературы, это третье поколение учителей в семье.

Жители Казанки любят свою землю – это чувствуется в той благодарности, с которой они говорят, как их приняла Сибирь, какой она показалась их предкам богатой и щедрой. Это ощущается на каждом шагу в небольшой деревушке на 200 человек: не видно брошенных домов и завалившихся заборов.

Более 100 лет назад жители даже не поняли, что в стране власть сменилась. Узнавали только мужики, которых призывали на военную службу. Это потом Гражданская прокатилась по деревушке так, что мало не показалось: говорят, что Колчак зверствовал, но сжечь Казанку так и не смог.

Сейчас в армию парней провожают, как и 100 лет назад. На проводины собирается вся деревня, парню на плечи прикрепляют белые ленты из ткани или вафельных полотенец. Очень важно, какой длины они будут: если длинные – служить мальчишке далеко, короткие – рядом с домом. Говорят, матери, которые вешают первую ленту, ни разу не ошибались – так всегда и оказывалось.

По-особому здесь отмечают свадьбы – обязательно в народных костюмах и с чувашскими песнями, и Пасху – по дворам ходят маленькие дети, поют песни, рассказывают стихи на чувашском и получают за это подарочки.

Традиции здесь значат очень много: фактически у каждой жительницы есть национальный костюм с правильным головным убором – остроконечная тухья для молодых девушек и налобная повязка с подвесами для замужних. Широко отмечаются главные чувашские праздники – Акатуй и Чуклеме, такое же название носит и вокальный коллектив, в котором поет Вера Павлова.

«Щарак» и «упа»

Местный культурный центр – небольшая библиотека, здесь хозяйничает подруга и тоже певица, библиотекарь Ольга Васильева. На самом видном месте в библиотеке – чувашский алфавит с картинками: «упа» – медведь, «щарак» – репа. Произнести правильно можно только после подготовки, потому что это не совсем «щ». Ольга Владимировна вспоминает, как сложно ей было в первом классе: учительница говорила только на русском.

– А тогда были живы моя прабабушка и бабушка, мы с ними только на чувашском и говорили, – вспоминает она. – Пришлось тогда нам учительницу поменять…

Сейчас дети читают на чувашском плохо. Понимают на бытовом уровне, а читают все хуже, да и «говор» появился – произношение не такое чистое. А у старшего поколения оно такое, что в самой Чувашии никто и не догадается, что человек из Сибири, если только сам не сознается. Не зря год за годом в Казанку приезжают фольклорные экспедиции – переписывают песни, изучают обряды.

Под библиотекой – этажом ниже – небольшой деревенский музей. Для Казанки, в которой в лучшие времена было не больше 500 человек, удивительно богатый на экспонаты. Вот чувашская люлька – плетеное дно, матрасик, набитый соломой, вот сундук с вышитыми полотенцами и салфетками, прялка, огромное сито…

– Мы ж, как сороки-воровки, все сюда тащим, чтобы хоть что-то сохранить, – говорит Ольга Васильева. И за такими ироничными словами скрывается огромная работа – в этой деревне на самом деле удается хранить историю. – Вот, например, кровать бабы Шуры, ведь хотели выкинуть, если бы мы не забрали.

В углу стоит древняя деревянная кровать, сверху – вышитые покрывала, которые в приданое готовила бабушка Ольги Владимировны. Есть экспонаты, на первый взгляд вообще непонятные, например, хузап – деревянная лопата, которой картошку в лунке проверяют: если подкопанное ворошить обычной лопатой или вилами, можно порезать, а хузапом – нет. Так в деревне, где есть свои долгожители, до сих пор копают 90-летние бабушки.

Напротив самый древний и самый ценный экспонат – буфет, который прибыл на сибирскую землю вместе с первыми переселенцами. Символ того простого человеческого стремления к уюту, куда бы жизнь ни забросила.

Настоящая жизнь

В Казанке есть все, что нужно деревне: ФАП, школа-девятилетка, «пожарка», четыре магазина, библиотека и сельский клуб, где занимается вокальный коллектив «Чуклеме». Там же есть танцевальный, вязальный кружки, класс гитары и балалайки, говорят, даже барабаны в свое время были.

Напротив деревянного клуба – здание такой же деревянной школы: два этажа, все аккуратненько покрашено, подготовлено к новому учебному году. На стенах картины и выжженные по дереву изображения Красноярска. Многие дети после окончания уедут учиться именно туда, вернутся, как обычно бывает, не все – обеспечить рабочими местами в поселке каждого сейчас невозможно. В школе есть свой спортзал и столовая с пищеблоком – это отдельное здание, перед которым ровными рядами растет капуста. И так в этой деревне во всем: здесь привыкли в первую очередь надеяться на свои силы, делать все возможное, а уже потом полагаться на поддержку извне. Жители соседних деревень по секрету рассказывали: во время весенней распутицы местные боялись, что останутся без единственной дороги и моста: поставили свои машины поперек тракта, чтобы не пустить большегрузы, и коммерсантам пришлось отправить свои грузовики в обход.

Жизнь здесь непростая, но уезжать никто не собирается – вросли корнями в эту землю.

– А вообще приезжайте к нам летом, – Вера Павлова в национальном костюме провожает нас у ворот дома. Над головами летают ласточки, последние августовские деньки радуют теплом. – Детям здесь просто раздолье: лес, речка, рыбалка. И Интернета никакого нет (с Интернетом и сотовой связью здесь действительно большие проблемы. – «НКК»), за лето к труду привыкнут, к настоящей жизни. Приезжайте!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности