Чем только не украшают стены своих квартир красноярцы! Фотографиями родных, расписными тарелками, оленьими рогами и даже африканскими масками. А вот в домах жителей села Тасеево преобладают портреты их владельцев. Авторы работ – преподаватели местной детской художественной школы. Именно так тасеевцы выражают свое признание мастерства и таланта педагогов и их воспитанников.
Держать уровень
Тасеевская детская художественная школа ведет отсчет своей безо всякого преувеличения славной истории с 1981 года. Небольшое здание, одно изобразительное отделение, несколько ребятишек и первый директор – Ольга Полякова. Тогда ей было всего 19 лет. Чуть позже приехали еще два преподавателя: Галина Берестнева и Людмила Амелькович. Школа расширялась – в 1995 году добавилось декоративно-прикладное отделение, которое возглавил Андрей Редькин.
– Одно время, когда школы объединяли, у нас была школа искусств, которая включала в себя и музыкальное, и хореографическое направления, – рассказывает заместитель директора Ольга Еременко. – Однако статус художественной школы всегда выше, и нам удалось его отстоять благодаря усилиям Людмилы Амелькович. Теперь среди сел края мы единственные, других таких нет. И когда приезжаем отчитываться в Красноярское художественное училище имени Сурикова, нам нужно держать планку. Потому что мы школа вроде бы деревенская, а уровень нужно выдерживать городской. И мы с городом идем наравне.
Здесь дорог каждый
Вместе листаем большой красочный фотоальбом – в нем собрана вся история учебного заведения, все выпуски и все преподаватели:
– Мы знаем всех! – не скрывает гордости за своих подопечных Ольга Еременко.
Вот первый выпуск 1985 года. Всего три человека. Потом выпускались и по 15, и по 20 ребят.
– Мы с моей коллегой Ириной Редькиной поступили в школу в 1983 году. И сейчас из восьми преподавателей пятеро – выпускники нашей школы. Мы здесь учились, – поясняет Ольга Еременко.
Всего за годы работы школы из ее стен вышли более 400 воспитанников. Сорок продолжили образование в техникумах, вузах и работают по профилю: архитекторы, дизайнеры, преподаватели изобразительного искусства, художники-модельеры, художники-ювелиры, ковщики по металлу. Слава района, Красноярского края и всей страны – олимпийский чемпион, бобслеист Дмитрий Труненков. Он тоже окончил Тасеевскую художественную школу, поступил в институт и учился на архитектора, связав затем свою жизнь со спортом.
Десять человек, включая нынешнего директора Ольгу Гайтанову, получили образование в знаменитом Суриковском училище. Здесь традиционно очень высокий конкурс, но выпускники Тасеевской художественной, как правило, успешно с ним справляются. Сейчас, например, здесь учится Ира Хаустова.
– В художественную школу я начала ходить со 2-го класса. Училась живописи, – рассказывает Ирина. – Конечно, занятия в школе очень мне помогли. Без полученных в ней знаний и умений в Суриковское я вряд ли бы поступила. И заниматься было бы в разы труднее, потому что первый курс в училище – это, по сути, основа, которую дают как раз в художественной школе.
– А я пришла сюда еще в 1-м классе, – присоединяется к разговору Екатерина Алимбочкова. – Окончив «художку», еще год готовилась, занималась с преподавателями школы и поступила в Красноярский педагогический университет на факультет начальных классов по специальности «педагог изобразительного искусства». Получается, решила свою судьбу еще в детстве, благодаря школе.
Тяга к творчеству
Сначала в школу принимали мальчишек и девчонок с 10 лет. Потом стали брать ребят помладше, начальное звено. Последние пять лет педагоги ведут и платные группы для дошколят, начиная с четырехлетнего возраста. Малыши занимаются по вечерам.
– И вот как они к нам приходят, так и идут по всем ступеням – до самого выпуска, – говорит директор школы Ольга Гайтанова. – Перед поступлением в профильный вуз занимаются в подготовительной группе, индивидуально. Ведь если наш выпускник решил стать архитектором – одно нужно изучать и закреплять, если художником – уже другое.
Сейчас в школе обучаются 192 человека: тасеевцы, ребята из окрестных сел и деревень.
Каждый год учеников из Тасеево направляют в краевые творческие лагеря, где преподают педагоги из Суриковского училища.
– Что им больше нравится – рисовать, лепить, вырезать?
– А у всех по-разному. Каждый реализует свою тягу к творчеству в чем-то своем. У кого-то получается лучше лепить, кто-то в графике отличается, – улыбается Ольга.
Работа Тасеевской детской художественной школы не ограничивается одними уроками. Здесь проводят праздники, ведут большую внеклассную работу, уделяют большое внимание патриотическому воспитанию, волонтерской деятельности. Сотрудничают с детскими садами, управлением социальной защиты. Не только передают свои картины и поделки – сами дети выступают в роли преподавателей, проводят мастер-классы с малышами, пенсионерами. А преподаватель Гульнара Есина занимается с особенными детишками с ограничениями по здоровью.
– Открыли еще новое направление – арт-ретрит. Ездим с преподавателями по деревням и селам и рисуем на пленэре. Веселая, Караульное, Фаначет и так далее. Нашли массу красивейших мест, о которых раньше и не знали. Теперь планируем брать с собой наиболее одаренных, заинтересованных детей, чтобы расширять их самообразование, – добавляет Ольга Гайтанова.
Через тернии – к звездам
Достижения, победы… Их так много, что педагоги с ходу затруднились с ответом – сколько их? Пришлось брать специальный талмуд, где все достижения записаны.
– В конкурсах мы участвуем активно, – говорит Ольга Еременко. – Например, в конкурсе «Вдохновение», который проводит Канск, участвуют сами преподаватели. Также «Мастера Красноярья», международный конкурс «Енисейская мозаика», множество олимпиад. И практически всегда занимаем призовые места. За этот год, например, у нас 53 призовых места. Бывает и больше. Стараемся задействовать всех ребят, отправляем на конкурсы их работы.
Пока мы с фотокором совершали небольшую экскурсию по классам, пара родителей уже записывали своих детей на очередной учебный год.
– Некоторые сначала думают, что это кружок. Но это школа со своими требованиями, аттестацией, – рассказывает заместитель директора Ирина Редькина. – Дети здесь учатся трудиться. Через игру. Они чувствуют себя как дома – и отдыхают, и балуются, и песни поют. Но главное – учатся работать. И когда выбирают будущую профессию, то уже понимают, что их ждет. В нашей школе, как и в общеобразовательной, занятия проходят в две смены. Ребятишкам приходится, наверное, тяжелее, чем взрослым. Представьте – они в школе отпахали 6–7 уроков, потом приходят к нам – и до пяти часов вечера. А дома потом домашние задания нужно сделать, родителям помочь…
– Да, тяжело, но зато как интересно! Это того стоит, – смеется Катя Алимбочкова.
– Многие считают, что рисовать легко. На самом деле это огромный труд. Это реально сложно. Кто пробовал даже просто буквы раскрашивать фломастером, тот это знает. Тем более подобрать цвет, колорит, – добавляет Ирина Редькина.
Коллектив Тасеевской художественной школы живет как одна большая и дружная семья. Бывает, уедет из преподавателей кто-то в город, но потом возвращается и снова здесь работает.
Нам показали сувенирную продукцию, сделанную руками ребят и педагогов, заботливо разложенную на столах и стеллажах: Хан Тасей, партизаны Тасеевской республики, матрешки и магнитики с видами села.
– Людям это ближе, – говорит Ольга Гайтанова. – Они узнают знакомые поля и леса, находят свои дома на картинах и еще сильнее влюбляются в родные места.
За помощь в подготовке материала автор благодарит редактора газеты «Сельский труженик» Светлану Неводничеву.