Красноярский театр оперы и балета, который сейчас носит имя нашего земляка и всемирно известного певца Дмитрия Хворостовского, отмечает свое 40-летие. 20 декабря 1978 года он открыл свой первый театральный сезон оперой Александра Бородина «Князь Игорь» и балетом Петра Чайковского «Лебединое озеро», премьера которого состоялась 21 декабря того же года.
Строили всем миром
Строительство театра оперы и балета в Красноярске продолжалось 12 лет. Первый камень в основание здания заложили в 1966 году, а открыли только в 1978-м. Впрочем, как говорит история, оперного театра в Красноярске могло и не быть. Ведь изначально монументальное строение предназначалось для Красноярского театра музыкальной комедии. Только в начале 1970-х годов было принято решение все же развивать в городе оперу. В первоначальный проект внесли изменения и приурочили открытие к 350-летию Красноярска.
Первым директором театра оперы и балета стала Татьяна Восходова – человек известный в околокультурных кругах. Она поднимала ансамбль танца Сибири, строила цирк. И вот теперь ей предстояло сделать недавно отстроенный театр известным не только в Сибири, но и во всем Советском Союзе.
– Я должна была идти работать в театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли, – рассказывала Татьяна Восходова корреспонденту «НКК» несколько лет назад. – Труппу для оперного собирали всей страной. Хореографические училища и консерватории отдавали Красноярску лучших учеников. Молодые артисты горели желанием работать, показать себя. И к открытию сезона было готово уже 12 спектаклей, в том числе «Евгений Онегин», «Жизель», «Лебединое озеро».
В 1977-м – за год до официального открытия театра – в Красноярск приехали 15 выпускников Пермского хореографического училища.
– Меня оставили работать в Перми, – вспоминает артист балета и педагог-репетитор Красноярского театра оперы и балета Александр Куимов. – Я только три месяца отработал, поехал с группой танцоров на гастроли в Томск, там и заметил меня администратор красноярского театра. Пригласил переехать в Сибирь. Сразу же предложил двухкомнатную квартиру и повышенную зарплату, положение ведущего солиста балета. Условия были очень привлекательные.
Начинающий, но подающий большие надежды танцор бросил Пермь и уехал в Красноярск. В наш город Александр Куимов приехал вместе с балериной из Перми Ольгой Акинфеевой. Ей также предложили стать ведущей балериной сибирского театра.
Здание еще стояло в строительных лесах, в нем велись отделочные работы. А вдоль гостиницы «Красноярск» выстроились вагончики, в которых разместилась администрация будущего храма искусств. В них оформлялись прибывающие артисты.
– Тогда в краевой центр приехало много творческого народа – из Москвы, Ленинграда, Перми, Воронежа, Саратова, Новосибирска, Ташкента, Душанбе, Киева, Алма-Аты… К концу сентября набралось 80 танцоров, – вспоминает Александр Куимов. – Все молодые, самому старшему 25 лет.
Репетировать еще было негде, и этот разношерстный коллектив возили на уроки в горДК. Там рождалась первая постановка балета «Лебединое озеро». А по выходным танцовщики занимались другой работой: мужчины на носилках выносили мусор из фойе театра, девушки мыли окна и стены.
– Как пионеры открывают землю, так и мы открывали наш театр, – замечают артисты балета.
История в сапогах
Костюмы для первых спектаклей приходили из Москвы. Начальник обувного цеха красноярского театра Людмила Севкова до сих пор хранит сапоги 1928 года выпуска, которые ей передали на баланс. В Красноярск с мужем – монтировщиком сцены она приехала в 1977 году (привлекла перспектива получения жилья) из Свердловска.
– Ехала и плакала: «Куда ты меня везешь», – улыбается Людмила Даниловна. – Нам было 32 года, в коллективе мы были самыми старшими.
Сцену тогда еще не построили, вместо нее – большая яма. Сначала Людмила Даниловна работала вахтером, а потом устроилась в костюмерный цех. Немного позже в ее ведение передали сценическую обувь.
– Тогда в ходу был спектакль «Жизель», из Москвы пришло много обуви. Сегодня ее уже списали – износилась. А вот четыре пары сапог 1928 года производства у меня остались, – хвалится начальник обувного цеха.
За 40-летнюю историю театра накопилось немало сценической обуви – около сотни тысяч пар (на один спектакль шьют до 170 пар). Людмила Даниловна знает все сапоги, туфли и балетки наперечет, помнит размер обуви и особенности ноги каждого артиста.
– Вот в этих сапогах выступал знаменитый баритон из Большого театра Евгений Кибкало, – рассказывает женщина. – А вот сапоги Дмитрия Хворостовского, он в них в «Фаусте» пел. У него 42-й размер был.
Красноярская оперно-балетная труппа сразу же стала выездной. Концертная бригада ежегодно отправлялась за границу. А вместе с ней – начальник обувного цеха.
– В 1981 году поехали на гастроли с «Пиковой дамой», декорации и костюмы загрузили в вагоны. Приехали на место, а вагон «Пиковой дамы» не пришел. Хорошо, я сапоги Германа с собой в самолет взяла – это был единственный сценический реквизит, который надевали артисты, – вспоминает Людмила Даниловна. – Хор в босоножках на сцену вышел, на Елецкого кавказские ичиги надели. А сапоги, которые я привезла, то на императора надевали, то на Германа. Пока один на сцене пел, другой босиком в кулисах стоял. И таких казусов немало было…
Родная сцена
И артисты балета, и работник обувного цеха говорят: ни разу не пожалели, что приехали 40 лет назад в Красноярск поднимать культуру. Здесь они состоялись, приобрели семьи, город и театр стали для них родными.
Сегодня Красноярский театр оперы и балета – одно из самых любимых и посещаемых горожанами мест. На его сцене можно увидеть артистов из разных городов России и зарубежья. Здесь проходят яркие события: фестивали к 90-летию Дмитрия Шостаковича, имени Джузеппе Верди, имени Петра Словцова, Всероссийский конкурс артистов балета имени Галины Улановой, «Парад звезд в оперном» и многие другие. А имена ведущих солистов известны как в России, так и за ее пределами.
Фото автора; из архивов Александра КУИМОВА и Ольги АКИНФЕЕВОЙ