Театр, которого могло не быть 40 лет красноярскому оперному

Театр, которого могло не быть 40 лет красноярскому оперному

Красноярский театр оперы и балета, который сейчас носит имя нашего земляка и всемирно известного певца Дмитрия Хворостовского, отмечает свое 40-летие. 20 декабря 1978 года он открыл свой первый театральный сезон оперой Александра Бородина «Князь Игорь» и балетом Петра Чайковского «Лебединое озеро», премьера которого состоялась 21 декабря того же года.

 

Строили всем миром

Строительство театра оперы и балета в Красноярске продолжалось 12 лет. Первый камень в основание здания заложили в 1966 году, а открыли только в 1978-м. Впрочем, как говорит история, оперного театра в Красноярске могло и не быть. Ведь изначально монументальное строение предназначалось для Красноярского театра музыкальной комедии. Только в начале 1970-х годов было принято решение все же развивать в городе оперу. В первоначальный проект внесли изменения и приурочили открытие к 350-летию Красноярска.

Первым директором театра оперы и балета стала Татьяна Восходова – человек известный в околокультурных кругах. Она поднимала ансамбль танца Сибири, строила цирк. И вот теперь ей предстояло сделать недавно отстроенный театр известным не только в Сибири, но и во всем Советском Союзе.

– Я должна была идти работать в театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли, – рассказывала Татьяна Восходова корреспонденту «НКК» несколько лет назад. – Труппу для оперного собирали всей страной. Хореографические училища и консерватории отдавали Красноярску лучших учеников. Молодые артисты горели желанием работать, показать себя. И к открытию сезона было готово уже 12 спектаклей, в том числе «Евгений Онегин», «Жизель», «Лебединое озеро».

В 1977-м – за год до официального открытия театра – в Красноярск приехали 15 выпускников Пермского хореографического училища.

– Меня оставили работать в Перми, – вспоминает артист балета и педагог-репетитор Красноярского театра оперы и балета Александр Куимов. – Я только три месяца отработал, поехал с группой танцоров на гастроли в Томск, там и заметил меня администратор красноярского театра. Пригласил переехать в Сибирь. Сразу же предложил двухкомнатную квартиру и повышенную зарплату, положение ведущего солиста балета. Условия были очень привлекательные.

Начинающий, но подающий большие надежды танцор бросил Пермь и уехал в Красноярск. В наш город Александр Куимов приехал вместе с балериной из Перми Ольгой Акинфеевой. Ей также предложили стать ведущей балериной сибирского театра.

Здание еще стояло в строительных лесах, в нем велись отделочные работы. А вдоль гостиницы «Красноярск» выстроились вагончики, в которых разместилась администрация будущего храма искусств. В них оформлялись прибывающие артисты.

– Тогда в краевой центр приехало много творческого народа – из Москвы, Ленинграда, Перми, Воронежа, Саратова, Новосибирска, Ташкента, Душанбе, Киева, Алма-Аты… К концу сентября набралось 80 танцоров, – вспоминает Александр Куимов. – Все молодые, самому старшему 25 лет.

Репетировать еще было негде, и этот разношерстный коллектив возили на уроки в горДК. Там рождалась первая постановка балета «Лебединое озеро». А по выходным танцовщики занимались другой работой: мужчины на носилках выносили мусор из фойе театра, девушки мыли окна и стены.

– Как пионеры открывают землю, так и мы открывали наш театр, – замечают артисты балета.

История в сапогах

Костюмы для первых спектаклей приходили из Москвы. Начальник обувного цеха красноярского театра Людмила Севкова до сих пор хранит сапоги 1928 года выпуска, которые ей передали на баланс. В Красноярск с мужем – монтировщиком сцены она приехала в 1977 году (привлекла перспектива получения жилья) из Свердловска.

– Ехала и плакала: «Куда ты меня везешь», – улыбается Людмила Даниловна. – Нам было 32 года, в коллективе мы были самыми старшими.

Сцену тогда еще не построили, вместо нее – большая яма. Сначала Людмила Даниловна работала вахтером, а потом устроилась в костюмерный цех. Немного позже в ее ведение передали сценическую обувь.

– Тогда в ходу был спектакль «Жизель», из Москвы пришло много обуви. Сегодня ее уже списали – износилась. А вот четыре пары сапог 1928 года производства у меня остались, – хвалится начальник обувного цеха.

За 40-летнюю историю театра накопилось немало сценической обуви – около сотни тысяч пар (на один спектакль шьют до 170 пар). Людмила Даниловна знает все сапоги, туфли и балетки наперечет, помнит размер обуви и особенности ноги каждого артиста.

– Вот в этих сапогах выступал знаменитый баритон из Большого театра Евгений Кибкало, – рассказывает женщина. – А вот сапоги Дмитрия Хворостовского, он в них в «Фаусте» пел. У него 42-й размер был.

Красноярская оперно-балетная труппа сразу же стала выездной. Концертная бригада ежегодно отправлялась за границу. А вместе с ней – начальник обувного цеха.

– В 1981 году поехали на гастроли с «Пиковой дамой», декорации и костюмы загрузили в вагоны. Приехали на место, а вагон «Пиковой дамы» не пришел. Хорошо, я сапоги Германа с собой в самолет взяла – это был единственный сценический реквизит, который надевали артисты, – вспоминает Людмила Даниловна. – Хор в босоножках на сцену вышел, на Елецкого кавказские ичиги надели. А сапоги, которые я привезла, то на императора надевали, то на Германа. Пока один на сцене пел, другой босиком в кулисах стоял. И таких казусов немало было…

Родная сцена

И артисты балета, и работник обувного цеха говорят: ни разу не пожалели, что приехали 40 лет назад в Красноярск поднимать культуру. Здесь они состоялись, приобрели семьи, город и театр стали для них родными.

Сегодня Красноярский театр оперы и балета – одно из самых любимых и посещаемых горожанами мест. На его сцене можно увидеть артистов из разных городов России и зарубежья. Здесь проходят яркие события: фестивали к 90-летию Дмитрия Шостаковича, имени Джузеппе Верди, имени Петра Словцова, Всероссийский конкурс артистов балета имени Галины Улановой, «Парад звезд в оперном» и многие другие. А имена ведущих солистов известны как в России, так и за ее пределами.

Фото автора; из архивов Александра КУИМОВА и Ольги АКИНФЕЕВОЙ

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре