Наверное, у создателей кукольного театра в поселке Ключи не было никаких проблем с поиском названия – «Ключик», конечно. Тут привязка и к местности, и к культурной традиции.
Специально для нас несовершеннолетняя труппа под руководством Виктора Книсса показала фрагмент из нового спектакля «Жили да были» по мотивам «Колобка», который оставил, по сути, одно главное впечатление. Это самый настоящий театр, хоть и маленький во всех смыслах.
Здесь не только есть свои цеха, звук, но и своя режиссура, причем самая что ни на есть взрослая. Каждый актер понимает постановщика с полуслова, и кукловождение совсем не игрушечное, а настоящее.
Хотя, конечно, не без накладок.
Восьмилетний Данил играет Колобка – это его первая роль, и сразу же главная. Данил очень волнуется, и, наверное, поэтому его персонаж появляется в печке раньше положенного, на что тут же следует мягкое режиссерское замечание: «А Колобок сейчас по соплям получит…» Зато потом все идет как по маслу.
Наконец, как во всяком настоящем театре, здесь есть своя драматургия – судя хотя бы по отступлению от канона, известного каждому с младенчества. В финале Лиса, перебрав несколько вариантов ситуации, переживает катарсис и не съедает Колобка. Далее следует общий феерический танец, в ходе которого Дед садится на шпагат, но хватается почему-то за поясницу…
– В 1991 году, когда я, еще будучи студентом, поступил сюда на работу, здесь уже был театр кукол, – рассказывает Виктор Книсс. – Валентина Сергеевна Кривошеева им руководила, а я ей помогал. Потом мы сделали спектакль «По щучьему велению» и защитили звание народного театра. С тех пор его и носим. Сам я родился в Ключах, здесь все мои родственники, окончил в Кемеровском институте культуры отделение самодеятельного театра – и вот уже 28 лет здесь работаю режиссером. Хотя в сельском Доме культуры заниматься надо всем – делаем не только спектакли, но и концерты, и митинги. Это не городской ДК, где каждый занимается только своим.
Но если говорить о театре, то за почти тридцать лет здесь поставили более 40 спектаклей, многие из них участвовали и побеждали в разных конкурсах. Правда, сожалеет режиссер, гастролировать в последнее время стало очень трудно – с транспортом проблемы, а кроме того, невероятно строгие требования к перевозке детей.
Кукол, кстати, он тоже сам делает – вдвоем с коллегой, профессиональным художником, – и дело это не самое легкое. Хотя бы потому, что актеры самого разного возраста и роста, и под каждого надо подгонять кукольную машинерию, а самых низеньких ставить на котурны.
А три года назад выиграли грант и получили полное оборудование для театра, включая точильные и сверлильные станки.
– По образованию я драматический актер, а кукольник – отдельная специальность, так что этот переход был связан с определенными трудностями, – продолжает Виктор Книсс. – Но помогает то, что ездил на различные курсы. Например, дважды бывал в Красноярском театре кукол на мастер-классах по изготовлению декораций, кукол, а во время спектаклей сидел по ту сторону ширмы, наблюдал игру актеров. Здесь же меняется все, в том числе техника речи. У драматического актера голос идет в зал, у кукольника – упирается в ширму, и приходится задирать голову, чтобы зрители слышали. С детьми здесь еще сложнее, поскольку все они разные и по голосам, и по фактуре, и по характерам. Но есть такой метод – драматическая психоэлевация, когда ребенку дают роль, противоположную его характеру. К примеру, бойкий играет робкого персонажа и наоборот – и тогда ребенок более ярко может проявить себя.
Кстати, среди актеров «Ключика», а их 21, не только дети – есть и взрослые. Только работают они не за ширмой, а показывают эстрадные номера с большими куклами. Жаль, не довелось посмотреть. Так что обязательно вернусь в Ключи.
Фотографии Евгения РУССКИХ