Театры в творческом азарте

Театры в творческом азарте

27 марта в Красноярске завершился краевой фестиваль «Театральная весна – 2022». Зрители посмотрели более 20 спектаклей – лучшие работы театров из Красноярска, Норильска, Шарыпово, Лесосибирска, Канска, Железногорска и других городов.

Подготовка к «Театральной весне» началась еще осенью 2021 года. Экспертные советы отправились в территории, где отсмотрели драматические спектакли и постановки музыкальных театров региона, в том числе созданные в пандемийное время.

Для конкурсной программы выбрали 21 спектакль разных жанров: мюзикл, оперу, психологический балет, стендап-трагедию, мистический триллер и др. За 12 дней фестиваля их увидели более семи тысяч зрителей.

Татьяна Тихоновец, председатель жюри, театральный критик, член экспертного совета и жюри национальной театральной премии «Золотая маска» разных лет:

 Красноярский край огромный. И это замечательно, что здесь проводится фестиваль «Театральная весна». Нужно, чтобы раз в год все театры собирались – посмотреть в глаза друг другу, соизмерить свои силы. Актеры на таких фестивалях встречаются с другой публикой, пытаются завоевать непривычный им зал. Это развивает не только театры, но и зрителя. В этом году на всех фестивальных спектаклях были полные залы. Люди специально приходили посмотреть коллективы из отдаленных городов и районов края.

Я была экспертом одного из первых фестивалей «Театральная весна», больше месяца ездила по краю и смотрела спектакли. Многие театры находились в плохом творческом состоянии. Удручал художественный уровень постановок. С тех пор многое изменилось. Пришли молодые, хорошо обученные в столичных театральных институтах режиссеры. Благодаря их художественному руководству и эстетическим устремлениям театры выросли.

Самые принципиальные изменения произошли в Красноярском ТЮЗе. Сейчас его спектакли известны всей театральной России. Спектакли этого коллектива проходят с аншлагом.

Радует то, что изменилось творческое состояние театров малых городов. Их спектакли на равных участвуют в крупных российских фестивалях, включая «Золотую маску».

Дмитрий Белянушкин, оперный режиссер, главный режиссер Михайловского театра (Санкт-Петербург), педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра Российского института театрального искусства:

– Я оперный режиссер, но люблю драматический театр и внимательно слежу за тем, что происходит не только в нашей стране, но и во всем мире в театральной сфере. И тот уровень, который я увидел в Красноярске, – мировой: отличные артисты и постановщики, интересное художественное оформление.

Для меня настоящим открытием стали небольшие театры, которые располагаются далеко от центра. Они показали большое искусство! Их талантливые работы сделаны из подручных средств. Но эта простота – самое дорогое в театре. Так достигается эффект волшебства.

Потрясающий спектакль поставили в Красноярском театре кукол – «Сказки для тех, кто еще не вырос», на который я с удовольствием пришел бы со своим ребенком. Здесь так все продумано: артисты не только работают с куклами, но и включают свое актерское мастерство.

Уникальный ход придумали постановщики «Мертвых душ. Том 2» из Лесосибирска. Здесь все сделано гармонично и талантливо, я считаю, этот спектакль должны посмотреть все – и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Удивительно, как в крохотных коллективах рождаются такие потрясающие работы!

Жанна Зарецкаятеатральный критик, шеф-редактор сайта журнала «Театр»:

– С театрами Красноярского края я встречалась на разных фестивалях. Здесь есть коллективы хорошего российского и даже международного уровня.

Например, на безусловно европейском уровне работает сегодня Красноярский ТЮЗ.

Для меня необъяснимо, что спектакль «Гоголь. Экспонаты» Даниила Ахмедова и Романа Феодори не попал ни в одну из номинаций фестиваля. Это уникальная работа, мастерски воплотившая и фантасмагорический мир Гоголя, и его боль и нежность в восприятии России, русской души.

В этом спектакле отчаяние и тоска большого писателя уравновешиваются гармонией и красотой, которую сотворили постановщики и актеры. Свобода их фантазии, ее полет дают залу и мощнейший заряд энергии, и надежду.

Как драматический критик я в год смотрю до 300 спектаклей. И я убеждена, что «Гоголь. Экспонаты» – событие всероссийского масштаба.

Открытием для меня стал независимый театр «Вспышка». С ним я познакомилась на этом фестивале, на моноспектакле Станислава Линецкого, которого мы единогласно решили наградить дипломом Ассоциации театральных критиков. Потому что монолог современного гопника с обсценной лексикой он играет так, как это может делать только глубоко интеллигентный и талантливый человек: тонко и иронично.

Удивила меня и руководитель Шарыповского драматического театра Снежанна Лобастова, которую я открыла для себя как режиссера, способного сочинять человечные изобретательные спектакли. Ее «Буратино» сделан буквально из подручных средств – ведра, виниловых пластинок, тряпок, коврика, которые обретают на сцене новые роли. Одеяло, брошенное на пол, становится болотом. Настольная лампа с надетыми на нее очками для плавания – сверчком, и так далее. Это здорово, потому что будит воображение у зрителя любого возраста. А человек с воображением – это внутренне свободный человек, который способен менять к лучшему мир вокруг.

Алексей Ищук, хореограф-постановщик, педагог ВГИК, ГИТИС, Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей Российской Федерации:

– Красноярский край обладает особым магнетизмом театрального искусства. Здесь оно произрастает. Ни с чем не спутаешь энтузиазм и творческое горение. За ним люди и приходят в театр.

Меня очень впечатлил спектакль «Смерть Тарелкина». Несмотря на мрачное название, на него нужно идти, чтобы похохотать. Это эксцентричная рельефная работа.

Но самое пронзительное происходило в малой форме – в спектакле «Мертвые души. Том 2» театра из Лесосибирска. Трио актеров сплелось в нечто неразделимое и создало целый мир. Они три часа держали людей в напряжении!

Из музыкальных театров мне понравился Железногорский со спектаклем «Искусство жениться». Он всегда будет находить зрителя. Несмотря на то что у них сказочно небольшие бюджеты, в том, что они делают, есть искренность. И это самое главное. Театр должен быть для широкого зрителя.

Анастасия Шенталинская, художник по костюмам драматического театра, театра кукол и кино:

– Я благодарна судьбе и тем, кто пригласил меня на фестиваль «Театральная весна», потому что для меня он стал открытием. Я увидела огромное количество замечательных спектаклей, жемчужин, собранных со всего Красноярского края. Ваш регион огромный, и меня поразило то количество театров, которые здесь существуют и развиваются.  Профессиональный и художественный уровень, который показали театральные коллективы, настолько высок, что такой не всегда увидишь в столице.

Для меня стал открытием лесосибирский театр «Поиск», где художник посредством простых предметов (видно, что бюджет маленький) создал мир гоголевской России. Это было точно и работало на режиссерский замысел.

Я преклоняюсь перед людьми, которые из ничего способны создать полноценное яркое зрелище. Так было и в постановке драматического театра г. Шарыпово в спектакле «Буратино». Здесь все окружающие нас бытовые предметы стали деталями декорации и костюмов; и каждая деталь была неотъемлемой частью образов персонажей.

В Красноярске я увидела богатую, яркую театральную жизнь. И что порадовало: публика в театр ходит, залы полные, а после спектакля люди долго стоят и аплодируют. И это после каждого спектакля. В Москве подобное встречается реже. Зачастую люди бегут в гардероб еще на поклонах. В вашем крае зритель благодарный.

Ольга Кораблина, руководитель Кабинета музыкальных театров Союза театральных деятелей Российской Федерации, театровед, театральный критик, член экспертных советов и жюри различных международных, российских и региональных фестивалей и конкурсов:

– Я уже долго наблюдаю за театрами Красноярского края, они меня очень радуют. На фестивале даже самые отдаленные от центра коллективы показали достойные работы. Не было ни одного спектакля, где что-то не получилось. И это создало определенные сложности в работе жюри. Были номинации, в которых мы ломали голову, кому отдать победу, потому что постановщики и актеры шли вровень. В этом случае номинантов, которые не стали лауреатами, мы отметили спецпризами.

Связь Красноярска с дальними театрами рождает здоровую конкуренцию. Ведь столичный театр имеет больше возможностей – и финансовых, и зрительских. Но конкуренция не позволяет чувствовать себя уверенно. Благодаря фестивалю театры пребывают в творческом азарте. И это очень здорово!

 

Лауреаты фестиваля «Театральная весна – 2022»

  1. Лучшая премьера сезона в драматическом театре (большая форма) – «Смерть Тарелкина», спектакль Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  2. Лучшая премьера сезона в драматическом театре (малая форма) – «Мертвые души. Том второй», спектакль Городского драматического театра «Поиск» г. Лесосибирска.
  3. Лучшая премьера сезона в театре кукол – «Сказки для тех, кто еще не вырос», спектакль Красноярского театра кукол.
  4. Лучшая премьера сезона для детей и подростков – «Буратино», спектакль Городского драматического театра г. Шарыпово.
  5. Лучшая премьера сезона в номинации «Эксперимент» – «Случай в лесу», спектакль Красноярского театра современной драмы «Вспышка».
  6. Лучшая работа режиссера в спектакле драматического театра – Олег Рыбкин, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  7. Лучшая работа режиссера в спектакле театра кукол – Светлана Озерская, спектакль «Сказки для тех, кто еще не вырос» Красноярского театра кукол.
  8. Лучшая работа художника в спектакле драматического театра – Александр Мохов, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  9. Лучшая работа художника в спектакле театра кукол – Андрей Запорожский, спектакль «Сказки для тех, кто еще не вырос» Красноярского театра кукол.
  10. Лучшее музыкальное оформление спектакля в драматическом театре – Андрей Федоськин, спектакль «Колчак Полярный» Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского.
  11. Лучшее музыкальное оформление спектакля в театре кукол – Андрей Степаненко, спектакль «Есть ли жизнь в offline?» Красноярского театра кукол.
  12. Лучшая работа художника по свету в спектакле драматического театра – Дмитрий Зименко, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  13. Лучшая работа художника по костюмам – Фагиля Сельская, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  14. Лучшая мужская роль в драматическом спектакле (большая форма) – Николай Качура за роль Толя в спектакле «Колчак Полярный» Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского.
  15. Лучшая женская роль в драматическом спектакле (малая форма) – Елена Кайзер за роль Анны в спектакле «Анна Каренина» Красноярского театра юного зрителя.
  16. Лучшая мужская роль в драматическом спектакле (малая форма) – Анатолий Малыхин за роль Каренина в спектакле «Анна Каренина» Красноярского театра юного зрителя.
  17. Лучший артист театра кукол – Кристина Гиренко за роль Каштанки в спектакле «Каштанка» театра кукол «Золотой ключик» (г. Железногорск).
  18. Лучший актерский ансамбль в спектакле театра кукол – «Каштанка», спектакль театра кукол «Золотой ключик» (г. Железногорск).
  19. Лучшая мужская роль второго плана в драматическом спектакле – Георгий Дмитриев за роль Брандахлыстовой в спектакле «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  20. Лучшая женская роль второго плана в драматическом спектакле – Марина Бабошина за роль Долли в спектакле «Анна Каренина» Красноярского театра юного зрителя.
  21. Лучшая премьера сезона в музыкальном театре – «Великий Гэтсби», спектакль Красноярского музыкального театра.
  22. Лучшая работа режиссера в спектакле музыкального театра – Николай Покотыло, спектакль «Великий Гэтсби» Красноярского музыкального театра.
  23. Лучшая работа художника-постановщика в спектакле музыкального театра – Иварс Новикс и Ксения Сорокина, спектакль «Ленинградская симфония» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.
  24. Лучшая женская роль в оперном спектакле – Анна Авакян за роль Недды в спектакле «Паяцы» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.
  25. Лучшая мужская роль в балетном спектакле – Георгий Болсуновский за роль Юноши в спектакле «Ленинградская симфония» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А.  Хворостовского.
  26. Лучшая женская роль в спектакле музыкального театра – Наталия Рон за роль Гвендолен Ферфакс в спектакле «Искусство жениться» Театра оперетты, г. Железногорск.
  27. Лучшая мужская роль в спектакле музыкального театра – Александр Белопашинцев за роль Ника Каррауэя в спектакле «Великий Гэтсби» Красноярского музыкального театра.
  28. Лучшая мужская роль второго плана в спектакле музыкального театра – Иван Сосин за роль Тома Бьюкенена в спектакле «Великий Гэтсби» Красноярского музыкального театра.
  29. Лучшая женская роль второго плана в спектакле музыкального театра – Ольга Зайцева за роль Леди Брэкнелл в спектакле «Искусство жениться» Театра оперетты, г. Железногорск.

Особые дипломы – специальные призы жюри:

  1. Игорю Григурко – «За пластическое решение драматического спектакля «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина».
  2. Кате Никитиной – «За создание игровой стихии из подручных материалов в спектакле «Буратино» Городского драматического театра г. Шарыпово».
  3. Ютте Роттэ – «За создание поэтического образа спектакля «Любовь людей» Канского драматического театра».
  4. Таисии Шириной – «За органику и обаяние в создании сказочного образа в спектакле «Буратино» Городского драматического театра г. Шарыпово».
  5. Галине Трегубовой – «За подлинность психологического рисунка роли Насти в спектакле «Горка» Ачинского драматического театра».
  6. Ларисе Корневой – «За гуманистическое решение образа Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» Минусинского драматического театра».
  7. Леониду Забоеву – «За актерскую убедительность и драматизм в создании образа Хомы Брута в спектакле «Панночка» Красноярского музыкального театра».
  8. Олегу Ермолаеву, Максиму Потапченко, Виктору Чарикову – «За лучший актерский ансамбль в спектакле «Мертвые души. Том второй» Городского драматического театра «Поиск» г. Лесосибирска».
  9. Красноярскому театру юного зрителя – «За уникальность и современность воплощения художественного мира Гоголя во внеконкурсном спектакле «Гоголь. Экспонаты».

Во время фестиваля в рамках коллегии министерства культуры края состоялось заседание секции «Театральное искусство». Представители театров, министерств культуры и образования обсудили современные инструменты развития театрального искусства.

Своим опытом поделились приглашенные гости – Лариса Вильясте, директор Центра развития театрального искусства «Московский Губернский театр», и народный артист Российской Федерации Владимир Машков, руководитель Московского театра Олега Табакова, художественный руководитель Московской театральной школы Олега Табакова.

Фото theatre-poisk.ru, northdrama.ru, opertttak26.ru, sibdrama.ru, Александр Паниотова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности