Театры в творческом азарте

Театры в творческом азарте

27 марта в Красноярске завершился краевой фестиваль «Театральная весна – 2022». Зрители посмотрели более 20 спектаклей – лучшие работы театров из Красноярска, Норильска, Шарыпово, Лесосибирска, Канска, Железногорска и других городов.

Подготовка к «Театральной весне» началась еще осенью 2021 года. Экспертные советы отправились в территории, где отсмотрели драматические спектакли и постановки музыкальных театров региона, в том числе созданные в пандемийное время.

Для конкурсной программы выбрали 21 спектакль разных жанров: мюзикл, оперу, психологический балет, стендап-трагедию, мистический триллер и др. За 12 дней фестиваля их увидели более семи тысяч зрителей.

Татьяна Тихоновец, председатель жюри, театральный критик, член экспертного совета и жюри национальной театральной премии «Золотая маска» разных лет:

 Красноярский край огромный. И это замечательно, что здесь проводится фестиваль «Театральная весна». Нужно, чтобы раз в год все театры собирались – посмотреть в глаза друг другу, соизмерить свои силы. Актеры на таких фестивалях встречаются с другой публикой, пытаются завоевать непривычный им зал. Это развивает не только театры, но и зрителя. В этом году на всех фестивальных спектаклях были полные залы. Люди специально приходили посмотреть коллективы из отдаленных городов и районов края.

Я была экспертом одного из первых фестивалей «Театральная весна», больше месяца ездила по краю и смотрела спектакли. Многие театры находились в плохом творческом состоянии. Удручал художественный уровень постановок. С тех пор многое изменилось. Пришли молодые, хорошо обученные в столичных театральных институтах режиссеры. Благодаря их художественному руководству и эстетическим устремлениям театры выросли.

Самые принципиальные изменения произошли в Красноярском ТЮЗе. Сейчас его спектакли известны всей театральной России. Спектакли этого коллектива проходят с аншлагом.

Радует то, что изменилось творческое состояние театров малых городов. Их спектакли на равных участвуют в крупных российских фестивалях, включая «Золотую маску».

Дмитрий Белянушкин, оперный режиссер, главный режиссер Михайловского театра (Санкт-Петербург), педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра Российского института театрального искусства:

– Я оперный режиссер, но люблю драматический театр и внимательно слежу за тем, что происходит не только в нашей стране, но и во всем мире в театральной сфере. И тот уровень, который я увидел в Красноярске, – мировой: отличные артисты и постановщики, интересное художественное оформление.

Для меня настоящим открытием стали небольшие театры, которые располагаются далеко от центра. Они показали большое искусство! Их талантливые работы сделаны из подручных средств. Но эта простота – самое дорогое в театре. Так достигается эффект волшебства.

Потрясающий спектакль поставили в Красноярском театре кукол – «Сказки для тех, кто еще не вырос», на который я с удовольствием пришел бы со своим ребенком. Здесь так все продумано: артисты не только работают с куклами, но и включают свое актерское мастерство.

Уникальный ход придумали постановщики «Мертвых душ. Том 2» из Лесосибирска. Здесь все сделано гармонично и талантливо, я считаю, этот спектакль должны посмотреть все – и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Удивительно, как в крохотных коллективах рождаются такие потрясающие работы!

Жанна Зарецкаятеатральный критик, шеф-редактор сайта журнала «Театр»:

– С театрами Красноярского края я встречалась на разных фестивалях. Здесь есть коллективы хорошего российского и даже международного уровня.

Например, на безусловно европейском уровне работает сегодня Красноярский ТЮЗ.

Для меня необъяснимо, что спектакль «Гоголь. Экспонаты» Даниила Ахмедова и Романа Феодори не попал ни в одну из номинаций фестиваля. Это уникальная работа, мастерски воплотившая и фантасмагорический мир Гоголя, и его боль и нежность в восприятии России, русской души.

В этом спектакле отчаяние и тоска большого писателя уравновешиваются гармонией и красотой, которую сотворили постановщики и актеры. Свобода их фантазии, ее полет дают залу и мощнейший заряд энергии, и надежду.

Как драматический критик я в год смотрю до 300 спектаклей. И я убеждена, что «Гоголь. Экспонаты» – событие всероссийского масштаба.

Открытием для меня стал независимый театр «Вспышка». С ним я познакомилась на этом фестивале, на моноспектакле Станислава Линецкого, которого мы единогласно решили наградить дипломом Ассоциации театральных критиков. Потому что монолог современного гопника с обсценной лексикой он играет так, как это может делать только глубоко интеллигентный и талантливый человек: тонко и иронично.

Удивила меня и руководитель Шарыповского драматического театра Снежанна Лобастова, которую я открыла для себя как режиссера, способного сочинять человечные изобретательные спектакли. Ее «Буратино» сделан буквально из подручных средств – ведра, виниловых пластинок, тряпок, коврика, которые обретают на сцене новые роли. Одеяло, брошенное на пол, становится болотом. Настольная лампа с надетыми на нее очками для плавания – сверчком, и так далее. Это здорово, потому что будит воображение у зрителя любого возраста. А человек с воображением – это внутренне свободный человек, который способен менять к лучшему мир вокруг.

Алексей Ищук, хореограф-постановщик, педагог ВГИК, ГИТИС, Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей Российской Федерации:

– Красноярский край обладает особым магнетизмом театрального искусства. Здесь оно произрастает. Ни с чем не спутаешь энтузиазм и творческое горение. За ним люди и приходят в театр.

Меня очень впечатлил спектакль «Смерть Тарелкина». Несмотря на мрачное название, на него нужно идти, чтобы похохотать. Это эксцентричная рельефная работа.

Но самое пронзительное происходило в малой форме – в спектакле «Мертвые души. Том 2» театра из Лесосибирска. Трио актеров сплелось в нечто неразделимое и создало целый мир. Они три часа держали людей в напряжении!

Из музыкальных театров мне понравился Железногорский со спектаклем «Искусство жениться». Он всегда будет находить зрителя. Несмотря на то что у них сказочно небольшие бюджеты, в том, что они делают, есть искренность. И это самое главное. Театр должен быть для широкого зрителя.

Анастасия Шенталинская, художник по костюмам драматического театра, театра кукол и кино:

– Я благодарна судьбе и тем, кто пригласил меня на фестиваль «Театральная весна», потому что для меня он стал открытием. Я увидела огромное количество замечательных спектаклей, жемчужин, собранных со всего Красноярского края. Ваш регион огромный, и меня поразило то количество театров, которые здесь существуют и развиваются.  Профессиональный и художественный уровень, который показали театральные коллективы, настолько высок, что такой не всегда увидишь в столице.

Для меня стал открытием лесосибирский театр «Поиск», где художник посредством простых предметов (видно, что бюджет маленький) создал мир гоголевской России. Это было точно и работало на режиссерский замысел.

Я преклоняюсь перед людьми, которые из ничего способны создать полноценное яркое зрелище. Так было и в постановке драматического театра г. Шарыпово в спектакле «Буратино». Здесь все окружающие нас бытовые предметы стали деталями декорации и костюмов; и каждая деталь была неотъемлемой частью образов персонажей.

В Красноярске я увидела богатую, яркую театральную жизнь. И что порадовало: публика в театр ходит, залы полные, а после спектакля люди долго стоят и аплодируют. И это после каждого спектакля. В Москве подобное встречается реже. Зачастую люди бегут в гардероб еще на поклонах. В вашем крае зритель благодарный.

Ольга Кораблина, руководитель Кабинета музыкальных театров Союза театральных деятелей Российской Федерации, театровед, театральный критик, член экспертных советов и жюри различных международных, российских и региональных фестивалей и конкурсов:

– Я уже долго наблюдаю за театрами Красноярского края, они меня очень радуют. На фестивале даже самые отдаленные от центра коллективы показали достойные работы. Не было ни одного спектакля, где что-то не получилось. И это создало определенные сложности в работе жюри. Были номинации, в которых мы ломали голову, кому отдать победу, потому что постановщики и актеры шли вровень. В этом случае номинантов, которые не стали лауреатами, мы отметили спецпризами.

Связь Красноярска с дальними театрами рождает здоровую конкуренцию. Ведь столичный театр имеет больше возможностей – и финансовых, и зрительских. Но конкуренция не позволяет чувствовать себя уверенно. Благодаря фестивалю театры пребывают в творческом азарте. И это очень здорово!

 

Лауреаты фестиваля «Театральная весна – 2022»

  1. Лучшая премьера сезона в драматическом театре (большая форма) – «Смерть Тарелкина», спектакль Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  2. Лучшая премьера сезона в драматическом театре (малая форма) – «Мертвые души. Том второй», спектакль Городского драматического театра «Поиск» г. Лесосибирска.
  3. Лучшая премьера сезона в театре кукол – «Сказки для тех, кто еще не вырос», спектакль Красноярского театра кукол.
  4. Лучшая премьера сезона для детей и подростков – «Буратино», спектакль Городского драматического театра г. Шарыпово.
  5. Лучшая премьера сезона в номинации «Эксперимент» – «Случай в лесу», спектакль Красноярского театра современной драмы «Вспышка».
  6. Лучшая работа режиссера в спектакле драматического театра – Олег Рыбкин, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  7. Лучшая работа режиссера в спектакле театра кукол – Светлана Озерская, спектакль «Сказки для тех, кто еще не вырос» Красноярского театра кукол.
  8. Лучшая работа художника в спектакле драматического театра – Александр Мохов, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  9. Лучшая работа художника в спектакле театра кукол – Андрей Запорожский, спектакль «Сказки для тех, кто еще не вырос» Красноярского театра кукол.
  10. Лучшее музыкальное оформление спектакля в драматическом театре – Андрей Федоськин, спектакль «Колчак Полярный» Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского.
  11. Лучшее музыкальное оформление спектакля в театре кукол – Андрей Степаненко, спектакль «Есть ли жизнь в offline?» Красноярского театра кукол.
  12. Лучшая работа художника по свету в спектакле драматического театра – Дмитрий Зименко, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  13. Лучшая работа художника по костюмам – Фагиля Сельская, спектакль «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  14. Лучшая мужская роль в драматическом спектакле (большая форма) – Николай Качура за роль Толя в спектакле «Колчак Полярный» Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского.
  15. Лучшая женская роль в драматическом спектакле (малая форма) – Елена Кайзер за роль Анны в спектакле «Анна Каренина» Красноярского театра юного зрителя.
  16. Лучшая мужская роль в драматическом спектакле (малая форма) – Анатолий Малыхин за роль Каренина в спектакле «Анна Каренина» Красноярского театра юного зрителя.
  17. Лучший артист театра кукол – Кристина Гиренко за роль Каштанки в спектакле «Каштанка» театра кукол «Золотой ключик» (г. Железногорск).
  18. Лучший актерский ансамбль в спектакле театра кукол – «Каштанка», спектакль театра кукол «Золотой ключик» (г. Железногорск).
  19. Лучшая мужская роль второго плана в драматическом спектакле – Георгий Дмитриев за роль Брандахлыстовой в спектакле «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина.
  20. Лучшая женская роль второго плана в драматическом спектакле – Марина Бабошина за роль Долли в спектакле «Анна Каренина» Красноярского театра юного зрителя.
  21. Лучшая премьера сезона в музыкальном театре – «Великий Гэтсби», спектакль Красноярского музыкального театра.
  22. Лучшая работа режиссера в спектакле музыкального театра – Николай Покотыло, спектакль «Великий Гэтсби» Красноярского музыкального театра.
  23. Лучшая работа художника-постановщика в спектакле музыкального театра – Иварс Новикс и Ксения Сорокина, спектакль «Ленинградская симфония» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.
  24. Лучшая женская роль в оперном спектакле – Анна Авакян за роль Недды в спектакле «Паяцы» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.
  25. Лучшая мужская роль в балетном спектакле – Георгий Болсуновский за роль Юноши в спектакле «Ленинградская симфония» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А.  Хворостовского.
  26. Лучшая женская роль в спектакле музыкального театра – Наталия Рон за роль Гвендолен Ферфакс в спектакле «Искусство жениться» Театра оперетты, г. Железногорск.
  27. Лучшая мужская роль в спектакле музыкального театра – Александр Белопашинцев за роль Ника Каррауэя в спектакле «Великий Гэтсби» Красноярского музыкального театра.
  28. Лучшая мужская роль второго плана в спектакле музыкального театра – Иван Сосин за роль Тома Бьюкенена в спектакле «Великий Гэтсби» Красноярского музыкального театра.
  29. Лучшая женская роль второго плана в спектакле музыкального театра – Ольга Зайцева за роль Леди Брэкнелл в спектакле «Искусство жениться» Театра оперетты, г. Железногорск.

Особые дипломы – специальные призы жюри:

  1. Игорю Григурко – «За пластическое решение драматического спектакля «Смерть Тарелкина» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина».
  2. Кате Никитиной – «За создание игровой стихии из подручных материалов в спектакле «Буратино» Городского драматического театра г. Шарыпово».
  3. Ютте Роттэ – «За создание поэтического образа спектакля «Любовь людей» Канского драматического театра».
  4. Таисии Шириной – «За органику и обаяние в создании сказочного образа в спектакле «Буратино» Городского драматического театра г. Шарыпово».
  5. Галине Трегубовой – «За подлинность психологического рисунка роли Насти в спектакле «Горка» Ачинского драматического театра».
  6. Ларисе Корневой – «За гуманистическое решение образа Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» Минусинского драматического театра».
  7. Леониду Забоеву – «За актерскую убедительность и драматизм в создании образа Хомы Брута в спектакле «Панночка» Красноярского музыкального театра».
  8. Олегу Ермолаеву, Максиму Потапченко, Виктору Чарикову – «За лучший актерский ансамбль в спектакле «Мертвые души. Том второй» Городского драматического театра «Поиск» г. Лесосибирска».
  9. Красноярскому театру юного зрителя – «За уникальность и современность воплощения художественного мира Гоголя во внеконкурсном спектакле «Гоголь. Экспонаты».

Во время фестиваля в рамках коллегии министерства культуры края состоялось заседание секции «Театральное искусство». Представители театров, министерств культуры и образования обсудили современные инструменты развития театрального искусства.

Своим опытом поделились приглашенные гости – Лариса Вильясте, директор Центра развития театрального искусства «Московский Губернский театр», и народный артист Российской Федерации Владимир Машков, руководитель Московского театра Олега Табакова, художественный руководитель Московской театральной школы Олега Табакова.

Фото theatre-poisk.ru, northdrama.ru, opertttak26.ru, sibdrama.ru, Александр Паниотова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако, из-за