Теорема любви Как доказывают ее сельская учительница и ее ученики

Теорема любви Как доказывают ее сельская учительница и ее ученики

Александру Васильевну МИГЛА знают не только в селе Каратузском, но и далеко за его пределами. Знают, потому что по всей стране разлетелись целые поколения ее учеников, которых она наставляла в точных науках. Ее педагогический стаж совсем немного не дотягивает до полувека…

Родилась Александра Васильевна в селе Бударино Волгоградской области 18 августа 1934 года. Отец ее трудился на зерновых складах, а мама работала воспитателем в детском саду, так что педагогический выбор, можно сказать, потомственный. Началась война, и семью эвакуировали на хутор Куликовский той же области – там и прошло ее детство вплоть до окончания школы. А потом поступила в Енисейский филиал Красноярского педагогического института на физико-математический факультет. Выбор внешне выглядел случайным.

– Поехала с подружками за компанию поступать в Красноярский мединститут, – рассказывает она. – В итоге я-то поступила, а подружки нет. Поехали они поступать в Енисейск, ну и я с ними. Тоже за компанию. Так начался мой путь в учительской профессии.

Но на самом деле никакой случайности здесь нет. Как признается Александра Васильевна, ей всегда нравились две профессии – врач и учитель. Они ближе всего к людям. И хотя медиком стать не получилось, с педагогикой она, можно сказать, уже была знакома – вожатой со школьных лет была.

Получив диплом, она работала учителем математики в Тюхтете, а с 1964 года – в Каратузском. Школа в то время отапливалась дровами, которые сами заготавливали, ездили на колхозные поля убирать картофель, тыкву.

– Жилось в те времена труднее, чем сейчас, но и люди были другими – более искренними, и на первом месте стояли не деньги, а потребность помогать друг другу, – говорит она.

А кроме того, жизнь была насыщенной и нескучной.

– Был в школе вокально-инструментальный ансамбль – ученики играли, мама пела, у нее шикарный голос, – вспоминает ее дочь Марина. – Все наши до сих пор помнят песню «Четыре таракана и сверчок». А моя подруга считает, что «Снегопад» мама пела лучше, чем Нани Брегвадзе.

Одна из встреч с учениками. Александра Васильевна и выпускник 1976 года Александр Панков

За добросовестный труд Александра Васильевна имеет множество грамот и благодарностей, но самая главная награда – ученики. Многие из них вышли в большие люди, есть и ученые, и судьи, и генералы… И что особенно важно, спустя десятилетия помнят и любят свою учительницу.

Один из них – выпускник 1973 года Александр Зорин. После школы пошел по военной стезе, дослужился до полковника, начальника социально-психологической службы Росгвардии, выйдя в запас, возглавлял отдел кадров проектного института компании «Транснефть». Живет он далеко, в Москве, но, приезжая на малую родину, всегда навещает Александру Васильевну.

– Считаю ее своим наставником по жизни, – говорит Александр Васильевич. – Она была нашим классным руководителем, преподавала алгебру, геометрию и, помню, так настойчиво приобщала к этим предметам, что при поступлении в Новосибирское военно-политическое училище преподаватель, принимавший у меня экзамен, сказал, что впервые встречает такой грамотный ответ по комплексным числам. И это только благодаря Александре Васильевне – ведь такой темы в программе средней школы вообще не было. Но она знала, куда я собираюсь поступать, и специально натаскивала меня по этому предмету. Училище я окончил с красным дипломом…

С детьми она была как старший товарищ – с ней мы ходили в походы, готовили концерты. Как сейчас помню, ставили танец маленьких лебедей, где девочки танцевали мужские партии, мальчики – женские. Здорово было. Другие классы только завидовали тому, какой у нас классный руководитель. А однажды некоему важному человеку понадобилось, чтобы его племянница получила хорошую оценку на выпускном экзамене. Но Александра Васильевна сказала: «Поставлю только то, что заслуживает, а она выше, чем на тройку, предмет не знает». Ей пригрозили: «Тогда и твои медалисты накроются», – и она страшно переживала из-за этого. Но все равно против принципа не пошла. Вырастила она двух прекрасных детей, Марину и Юру, и нас, ее учеников, которые до сих пор помнят ее и любят.

Кстати, на нынешний юбилей ученики тоже собрались – кто смог, конечно, – телевизор подарили…

А вот современная система образования ее разочаровывает.

– Сейчас процветает репетиторство, считаю, что это совершенно неправильно. Учитель обязан дать ученику все именно в школе. Когда было надо, я приходила в класс в половине восьмого, занималась с детьми перед уроками, и после занятий оставались. Не понимаю, почему нынешние учителя боятся давать детям полный объем знаний именно в рамках школы. И ЕГЭ не понимаю. Чем учить детей ставить крестики в нужных местах, достаточно задать «вживую» один вопрос ученику, чтобы понять, как он знает материал.

Наконец, особая проблема, о которой говорят не только педагоги старших поколений, но и молодые, – абсолютная привязанность к компьютеру, которая отучает мыслить самостоятельно. Кстати, Александру Васильевну называли в школе богом математики за умение производить в уме сложнейшие вычисления. «Если есть компьютер – для чего тогда голова?» – говорит она.

 

Фотографии из личного архива Александры МИГЛА

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

22 мая 2022
Что растет в морских грядках?
А вы в курсе, откуда к нам привозят морепродукты? Вот и я не знала, пока не побывала во Владивостоке. В
Решаем вместе!
В крае продолжается голосование по выбору общественных пространств для благоустройства городских территорий. Оно проходит по национальному проекту «Жилье и городская
21 мая 2022
Без бумажных рецептов
Бумажные рецепты уходят в прошлое. Об этом накануне рассказали в министерстве здравоохранения края. Чтобы получить лекарство по льготе, можно будет