Количество тех, кто желает высказать свое мнение по поводу улучшения работы органов внутренних дел, едва ли не больше, чем всех российских стражей порядка. Законопроект вызвал широкую волну дискуссий. Для этого был создан специальный сайт – zakonoproekt2010.ru
На странице уже несколько тысяч комментариев. Активно обсуждается предложение президента страны Дмитрия Медведева переименовать милицию в полицию, причем большинство посетителей с главой государства полностью согласны. Граждане также поддерживают предложения президента усилить общественный контроль за деятельностью органов правопорядка и обязать их регулярно отчитываться перед обществом о результатах проделанной работы. Положительные отклики вызвали и положения документа, предусматривающие ведение фото- и видеосъемки общения сотрудника полиции с гражданином. Ряд правозащитников отметили, что законопроект значительно расширяет полномочия милиционеров, которые в документе названы правами. Но при этом не повышает ответственность.
В законопроекте четко прописаны порядок и условия применения наиболее социально острых мер государственного принуждения, таких как задержание граждан (статья 14), вхождение (проникновение) в жилье и иные помещения, на земельные участки (статья 15), оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и объектов (статья 16) и некоторые другие. Отдельная – пятая – глава подробно регламентирует применение физической силы, специальных средств и оружия. Как подчеркнул Дмитрий Медведев, «не должно быть таких обязанностей милиции, которые не указаны в законе, но вытекают из других законов или из подзаконных актов. Такой подход гарантирует не только правовой порядок, но и удобство для обычных граждан, которые должны четко представлять себе полномочия милиции: что милиция может делать, а чего она делать не должна». Поэтому проект стал попыткой дать исчерпывающий перечень обязанностей и более полный набор прав полиции, уменьшить количество отсылочных, бланкетных норм.
В целом проект закрепляет и раскрывает новую, партнерскую, а не доминантную модель взаимоотношений полиции и общества, полагает глава МВД Рашид Нургалиев. Это позволит, по его мнению, каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправия.
Спецификой нового законопроекта по сравнению с действующим законом и другими статусными законами является выделение трех принципиально новых глав: главы 2 «Принципы деятельности полиции», главы 6 «Правовое положение (статус) сотрудника полиции», главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения».
Комментарии
Александр КУЗНЕЦОВ
заместитель начальника ГУВД по Красноярскому краю
– Законопроект распространяется не только на сотрудников милиции, но и в равной степени на все население страны, как и любой федеральный закон. На мой взгляд, цель закона – более тесное, плодотворное, исключающее возможность нарушения прав граждан взаимодействие общества и милиции. Или полиции. Обращает внимание пошаговый алгоритм действий стражей порядка. Особенно по мерам принуждения. К примеру, если раньше было прописано, что сотрудник милиции имеет право проникать в жилище гражданина с повреждением запорных устройств, если считает, что на это имеются основания, то сейчас помимо этого необходимо иметь за спиной понятых, обладать достаточной уверенностью в том, что там действительно находится преступник, провести предварительную разведку местности, уведомить прокурора. Раньше этого не было. Можешь проникнуть, и проникаешь без лишних условностей. А сейчас такое поведение будет расценено как нарушение законности и прав граждан.
Николай СТОЙКО
руководитель Красноярского краевого общественного комитета по защите прав человека, кандидат юридических наук, профессор
– На мой взгляд, самое важное – кадровая составляющая. Если мы проводим реформу силового ведомства, а сегодня одновременно реформируются три структуры, нужно думать о переподготовке кадров. Самый хороший закон не будет действовать сам по себе. Устаревшая система управления досталась нам с советских времен. Гонка за цифрами – это не критерий эффективной работы милиции. Мы потеряли доверие к милиции, ее имидж нужно укреплять. Проблем очень много. Но самая важная задача – повышение общего уровня законопослушности граждан. Когда все будут уважать законы, то и милиция перестанет их нарушать. Болезни любой системы, в том числе милиции, связаны с общими болезнями общества. Более-менее видимые результаты реформы мы сможем наблюдать не ранее чем через десять лет.