Фестиваль-школа «Территория» – один из самых заметных проектов на современном театральном ландшафте. Два года назад при поддержке золотодобывающей компании «Полюс» он впервые выехал в Магадан, потом – в Красноярск. В этом году фестиваль вернулся на Колыму, а вместе с ним – семь театров, победивших в конкурсе «Полюс. Золотой сезон». Среди них три краевых – из Красноярска, Лесосибирска и Ачинска.
Обещал вернуться – и вернулся
В фойе знаменитого Магаданского государственного музыкального и драматического театра людно.
– Ты видела программу? Я на все взяла, и на балет тоже, – разговаривают две магаданки. – Это не фестиваль, а просто театральный праздник.
Для Магадана это уже второй праздник – первый вариант выездной «Территории» был опробован именно здесь: компания «Полюс» решила поддерживать на территории своего присутствия деятельность региональных театров. Два года назад фестиваль был подарком к горячему пуску Наталкинского ГОКа, в этом году предприятие вышло на проектную мощность, и это стало поводом вернуться на Дальний Восток.
И хоть времени прошло не так много, изменения в культурной жизни Колымы уже видны: зритель стал другим, считает Екатерина Якимова, директор фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Магадан – город с давними театральными традициями. Сам театр, в котором неделю учились 58 студентов фестиваля-школы, возник едва ли не раньше города. Пока краеведы спорят, какую дату считать годом основания Магадана, театр уверенно ведет отсчет с начала 30-х. Здесь играл Георгий Жженов и выступал Вадим Козин, режиссером долгое время был ученик Мейерхольда – Алексей Бендерский.
Фестиваль-школа впервые привез сюда МХТ им. А. П. Чехова, Театр наций, «Балет Москва» и немецкую театральную компанию Rimini Protokol; Московский музей современного искусства до сентября показывает здесь выставку «Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся». В ней представлены в том числе картины, которые экспонируются впервые.
– Магаданская программа для «Территории» не совсем обычная, – скажет на открытии арт-директор фестиваля-школы Роман Должанский. – В Москву мы привозим то, что удивляет и раздражает зрителя. Здесь международный фестиваль – единственный, основная программа составлялась для жителей Магадана, чтобы они могли посмотреть разное и выбрать, что им по душе. Есть драматические спектакли, музыкальный вечер, спектакль по современной пьесе, хэппенинг, современный танец. В таких городах, как Магадан, мы должны думать больше о зрителе, чем в Москве.
Три дня за полтора часа
Впервые «Территория» открылась не спектаклем приглашенного театра, а постановкой принимающей стороны. На сцене – стилизованный чум, эвены в национальной одежде, служки в черном и бегущая строка.
Это работа режиссера Радиона Букаева, которого мы знаем по театру «Поиск», он переосмыслил на сцене рассказ Николая Лескова «На краю света». По сюжету православный батюшка отправляется в поездку по своему сибирскому приходу, в дороге попадает в пургу, и спасает священника его принципиально некрещеный проводник-тунгус.
На самом деле в спектакле две сюжетные линии: лесковский сюжет и спектакль – исследование характера эвенов, одного из коренных народов Колымы. На сцене звучат и русский, и эвенский, последний переводится бегущей строкой над сценой.
Кроме профессиональных актеров, здесь задействованы и простые эвены – косторезы, сказители, жители Магадана. Они появляются на сцене трижды, чтобы рассказать легенду о солнце, сказку о советской власти и историю исцеления от пьянства. Параллельное действие выламывается из основного сюжета, видно, что потом зрителю сложно вернуться к истории поиска веры, но эта постановка – в бόльшей степени идеологический манифест.
Национальная тема возникнет и в постановке одного из победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон».
Якутский театр «Олонхо» покажет на магаданской сцене «Таптал талыыта» – «Муки любви». Олонхо – это и имя театра, и название традиционного якутского эпоса, который жив до сих пор.
История якутской девушки не играется на сцене – она поется, все актеры обучены мастерству калыхап – традиционного якутского пения. История поиска любви и своего предназначения – вот о чем эта постановка, но понять это можно только из подстрочного перевода: спектакль играется на якутском языке. Цветные костюмы сменяются традиционными свадебными нарядами, на сцене хороший театральный сериал: любовь, битвы, опять любовь, родительское проклятие, рождение детей. Жизнь нескольких поколений показывают якутские артисты.
Как скажут потом актеры, петь этот олонхо они должны были три дня, но ради сценического воплощения сократили историю до полутора часов. Этот театр – единственный в мире, решившийся показать олонхо на сцене.
Для зрителей, привыкших видеть скорее адаптацию традиционных жанров, чем сам оригинал, постановка сначала сложна, но с развитием сюжета, войдя во вкус, они уже активно сопереживают главной героине.
Кроме «Мук любви», в первую тройку победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон» – 2019 вошли спектакль лесосибирского театра «Поиск» «Просто так» и постановка театра современной драмы «Вспышка» из Красноярска. Последние показали магаданской публике спектакль «Роботы тоже плачут», в основе которого футуристическая пьеса о любви «Хуманитас инжиниринг» молодого ростовского драматурга Марии Зелинской.
Это просто магия
– Каждый спектакль на гастролях – это культурное посольство, которое рассказывает, чем живет регион, – начнет через несколько дней свою лекцию арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда Елена Ковальская. Образовательная программа из 14 мастер-классов и лекций для театральных «студентов» – главная ценность фестиваля.
– Человеческий голос – самый совершенный синтезатор. Есть голоса похожие, но нет одинаковых, – уже самый первый мастер-класс по вокальной импровизации Алексея Коханова показывает, что в этот раз студентов ждет очень насыщенная программа. – Сначала сделаем разминку, ваша задача – лечь и полностью расслабиться.
Студенты занимают все свободное пространство балетного класса в магаданском театре – класс был отремонтирован «Полюсом» для прошлой «Территории». Актеры представляют себя рекой, ведут вокальные диалоги, учатся использовать для полноты звучания голоса все резонаторы тела.
В «зрительном зале» директор «Новой драмы» из Иркутска тщательно конспектирует каждое движение Алексея Коханова.
– Я не знаю, как он это делает. Это просто магия какая-то, – делится Вадим Карионов. – Ребята даже сами не замечают, что уже после одного занятия начинают звучать по-другому.
– Кто хочет показать свой диалог?
– Мы хотим! – театр «Вспышка» из Красноярска будет одним из первых всю неделю. Если бы занятия проводились ночью, и это, кажется, их бы не останавливало. «Вспышка» – особый театральный проект, профессиональные актеры без своей сцены.
В прошлом году ребята были волонтерами на красноярской «Территории», тогда они подавали на конкурс свой спектакль «Сновидения», но не получилось. В этот раз выстрелила постановка «Роботы тоже плачут». «Вспышка» получила грант и прилетела в Магадан почти всем составом, но, как говорит режиссер Мария Булатова, средства еще останутся и для «укрепления материальной базы». И так у каждого из семи театров.
За неделю студенты фестиваля-школы будут пробовать себя в импровизации, сценическом движении, театральном мастерстве. Алексей Коханов, Данил Чащин, Артем Игнатьев, Сергей Щедрин – каждый раз кажется, что эмоции исчерпаны и лучше уже просто быть не может, но следующий мастер-класс, как говорят участники, опять оказывается наравне или лучше предыдущего.
Кто мы? Зачем мы?
Для студентов фестиваля-школы магаданская неделя – возможность посмотреть на свою деятельность по-другому.
– Зачем, зачем театр обществу? – задает вопрос Елена Ковальская и внимательно смотрит на аудиторию. – Ведь в театры ходит только 4 % населения…
Таких парадоксальных, на первый взгляд, вопросов будет еще много. И ответить на них на самом деле не так просто.
– Театр решает четыре потребности зрителя. Коммуникативную, интеллектуальную, творческую и эмоциональную, – перечисляет Елена Ковальская. – Да, нам нужно сообща радоваться или плакать.
И буквально в тот же день такую возможность нам даст спектакль «Леха…» МХТ им. А. П. Чехова, поставленный Данилом Чащиным. На сцене дед – заслуженный артист РФ Виктор Кулюхин – разговаривает с чайным грибом, варит кофе, смотрит «Поле чудес». «Леха…» – пьеса молодого драматурга Юлии Поспеловой о старении, отношениях дедов и внуков и той самой поздней и пронзительной любви, которая показывает, что возраста не существует.
Реквизит на сцене подобран тщательно: кружка, из которой пьет главный герой, когда-то принадлежала бабушке Виктора Николаевича, картины на стенах – из квартиры прототипа главного героя. Все это актеры назовут «временнόй вытяжкой», которая помогает узнать эпоху.
В зале слышатся то смех, то тщательно скрываемые всхлипы – простая, но очень близкая всем история к финалу проймет каждого.
– Эта история не персонифицирована – у каждого человека есть бабушки и дедушки, – делится на встрече со зрителями заслуженный артист. Такие обсуждения после спектаклей – отличительная черта фестиваля «Территория. Магадан», на них видно, насколько зрителям важно поделиться, обсудить только что увиденное. – Наши воспоминания о них – это такая шкатулка, которая хранится у каждого. Мне хотелось, чтобы каждый зритель достал такую шкатулку. Нам важно было прочувствовать связь поколений.
– И чтобы после этого каждый позвонил родному человеку, – добавляет актриса Надежда Борисова. – Или помянул, если их уже нет рядом.
Узнавать больше
«Леха…» – не единственная современная пьеса. Параллельно фестиваль-школа «Территория. Магадан» проводит в малом зале областного драматического театра читки текстов современных драматургов, когда-то они были победителями конкурса «Кульминация». Одну из читок ставила магаданский режиссер Анастасия Каменева.
– Это большое достижение. Наш куратор Сергей Щедрин, ученик Дмитрия Брусникина, был очень доволен ее работой, читка получилась очень интересной. Наша задача – поддерживать таких людей, давать им возможность учиться, – прокомментировала Екатерина Якимова. И это довольно привычная история: например, после прошлой «Территории» лесосибирский актер Максим Потапченко попал на этот фестиваль уже в Москве.
И фестиваль-школа – один из мощных инструментов такого образования. Как скажет потом директор Ачинского драматического театра Елена Панькова, «Территория» провоцирует желание узнавать больше, расширять возможности театра, искать новые площадки, техники работы артистов. Искать себя на театральном ландшафте.
– Весь фестиваль – это территория свободы. Мы видим своей задачей воспитывать молодых режиссеров и актеров как свободных людей. Мы уверены, что творчество возможно только в свободе.
Фото: Роман Яковлев