Красноярцы давно считают Дивногорск чем-то вроде еще одного района краевого центра – так близко стоят друг к другу города. Обмениваются кадрами: кто-то из Дивногорска ездит на службу в Красноярск, а кто и из столицы края спешит по утрам в пригород. Тем более удивительно открывать для себя неизвестные уголки привычного направления.
Опробовано на красноярцах
Всего два года осталось, чтобы подготовиться к двум масштабным событиям. В 2019 году в Красноярске пройдет универсиада, а Енисейск отпразднует 400-летний юбилей. Гости ожидаются «со всех волостей» – не только россияне пожалуют, но и иностранцы. Так что представить край хотелось бы во всей красе.
Посмотреть у нас есть что. Один Север чего стоит с его Таймырским, Путоранским и Большим Арктическим заповедниками. Но такие путешествия не для всех, да и стоят дороговато. Но ведь можно и пригороды Красноярска презентовать так, чтобы универсиада запомнилась европейцам и американцам не только спортивными состязаниями. Чтобы иностранным туристам захотелось вернуться в Сибирь – глубже познакомиться с природой и историей края.
Один из маршрутов – «К берегам Енисея» – уже получил положительную экспертную оценку ассоциации туроператоров России и федерального Министерства культуры. Это путешествие из Красноярска в Енисейск и Казачинское. Ему, первому в крае, присвоена категория «брендовый».
Опробовать новый маршрут «Дивногорская Ривьера» решили на красноярцах. В середине мая по железной дороге до Дивногорска был запущен туристический экспресс. Всего за неделю по нему проехали более тысячи школьников. Для ребят это не просто приятное времяпрепровождение, но и знакомство с историей мест, где они живут.
Оценить «Дивногорскую Ривьеру» министерство культуры края пригласило и экспертов – туроператоров, представителей администрации Красноярска и Дивногорска, сотрудников краеведческого музея, журналистов. Разработано несколько маршрутов, для нас организовали самый продолжительный. С железнодорожного вокзала Красноярска мы отправились в путь на экспрессе, в Овсянке пересели на автобус, а обратно вернулись по Енисею на теплоходе.
Под брендом Астафьева
Вся дорога до Овсянки – иллюстрация истории жизни знаменитого красноярского писателя Виктора Петровича Астафьева. Еще подростком он начинал работать на железнодорожной станции Базаиха сцепщиком, отсюда уходил на фронт добровольцем. Железнодорожников тогда на войну не призывали – они были необходимы в тылу. Но Астафьев так настаивал, что начальник станции подписал его заявление.
На станции Енисей поезд с Транссибирской магистрали поворачивает на однопутную ветку. Вдоль могучей реки, мимо отвесных скал, заповедника «Столбы», парка флоры и фауны «Роев ручей» и той самой Базаихи, где до сих пор стоят старые деревянные домишки. Когда-то это место называли Змеиным городищем. Ползучих гадов, говорят, здесь было немерено.
От силы полчаса в пути, и мы в селе Овсянка. Сейчас здесь оборудован мемориальный комплекс Виктора Астафьева. Здесь в 1920–1930-х годах будущий прозаик, оставшись сиротой без матери, жил у своей бабушки Екатерины Петровны. И сюда же вернулся спустя многие годы уже известным писателем.
От платформы Овсянка мы идем по проезжей дороге. Немногое осталось от того, прежнего села, которое с такой любовью описывает в своих книгах Астафьев. Хотя, как говорит экскурсовод мемориального комплекса Наталья Краснобровкина, и сегодня на чердаках старых домов можно найти утварь позапрошлого века. Именно из таких запасов и формировалась экспозиция под навесом усадьбы бабушки Екатерины. К слову, Виктору Петровичу, в 1980 году приехавшему в Овсянку с Урала, так и не удалось выкупить домик своего детства. Поселился писатель неподалеку. Только в 2003 году собственник продал старую усадьбу государству – под мемориальный комплекс. Домик был настолько ветхим, что ремонтировать не было смысла – поставили новодел.
Только отдельные вещицы, дорогие семье писателя, сохранились в музее. Вот старая, любимая Екатериной Петровной машинка «Зингер», на которой она шила внуку первые «настоящие» штаны. Тут же сукно – почти такое же, какое хранилось в волшебном сундуке бабушки. И бело-розовый пряник конем, а рядом бабки. В амбаре все напоминает о временах детства Астафьева, а в горнице, как встарь, сидит за столом старушка, а на полу играют два внука – Витька да Алешка.
Руками трогать
Небольшой переезд на автобусе, и мы в Дивногорске – удивительной красоты горы видны из каждой точки города. Мы направляемся в музей гидростроителей. Оказывается, он располагается в подвале городской администрации. Спускаться приходится по обшарпанной лестнице, которой необходим ремонт. Неожиданно.
История города начиналась со строительства Красноярской ГЭС в 1950–1960-х годах. Первопроходцы долго жили в брезентовых палатках (памятник которой стоит на главной площади Дивногорска), затем переселились в бараки. Да так и остались в них после пуска самой мощной в мире гидроэлектростанции.
За неприметной дверью музея – целое богатство. Гранитные керны, вынутые из котловины будущего Красноярского моря, здесь соседствуют с вещами главного человека на этом строительстве – Андрея Бочкина: старенькие кресла из кабинета, стол, небогатое убранство. Говорят, начальник станции мало сидел в помещении, все время курсировал по стройке, знал в лицо каждого укладчика бетона, каждого водителя грузовика. В 1963 году перекрытие Енисея сравнивали с полетом Гагарина в космос (никогда еще в мире не перекрывали такие мощные, полноводные реки, как Енисей). Сам первый космонавт тоже приложил руку к грандиозному строительству. Когда он приехал на плотину, ему дали лопату и предложили поучаствовать в закладке бетона. Рассказывают, Юрий Гагарин рассмеялся тогда и сказал: «Я думал, в гости приехал, а оказывается, я дома».
В этом музее не возбраняется трогать керны или взвесить в руке лопату, которой укладывал бетон Гагарин, включить свет на диараме ГЭС или понажимать кнопки на карте СССР, показывающей, откуда привозились стройматериалы и оборудование для великой стройки.
Учтем и исправим
От администрации города пешком по террасам спускаемся на набережную Енисея, усаживаемся на подошедший теплоход. Красноярскую ГЭС, о которой нам только что рассказывали в музее, предстоит увидеть вживую, с воды.
Водная прогулка привлекательна для любого туриста – и взрослого, и ребенка. Жаль, но перестали ходить от Красноярска до Дивногорска речные трамвайчики. Сейчас пройти по Енисею этот недлинный путь можно, только купив путевку на «Дивногорскую Ривьеру».
Всю дорогу заместитель министра культуры края Ольга Василенко напоминает экспертам: не забывайте делать пометки, замечать плюсы и минусы тура. Все замечания будут учтены, а недостатки исправлены.
Не зря говорят, что слабое место местного туризма – отсутствие или неразвитость инфраструктуры. Природа производит неизгладимое впечатление, и история у региона интересная, и люди замечательные работают в отрасли, а чего-нибудь да не хватает. Участники пробного тура «Дивногорской Ривьеры» испытали это, как говорится, на себе. Эксперты долго искали на маршруте сначала павильоны с водой и прохладительными напитками, затем туалет. И нигде на пути следования не встретились сувениры, которые могли бы напомнить о прекрасном комплексе в Овсянке или музее гидростроителей.
Фото: Сергей ЧЕРНЫХ