Крещенские купания в этом году запрещены. Из-за пандемии коронавируса. Лед на реках не резали, иордани при храмах не устанавливали. Но коль вера есть, услышит Бог молящихся. Ведь главное в этот день не омовение, а раскаяние, изменение своей жизни.
Место благодатное и храм замечательный
Храм Николая Чудотворца в Агинском Саянского района выделяется среди сельских построек красными кирпичными стенами. Появился он относительно недавно – в 2003 году, хотя приход существует с 1839 года.
Старую церковь в селе разрушили в 30-х годах прошлого столетия, а на ее месте поставили Дом культуры. Так принято было: веру в Бога замещали верой в коммунизм.
В деревнях существовали молитвенные дома, но после 2000-го построили в Агинском красивую каменную церковь.
Профинансировала ее строительство предпринимательница Алевтина Катляр в память о своих родителях Максиме и Марии, которые всю жизнь провели в Саянском районе и покоятся на местном погосте. Строился храм ускоренными темпами и уже через пять месяцев был готов принимать верующих.
С момента возведения храма сменилось в нем несколько настоятелей. Два года назад приехал иерей Димитрий Свинтицкий, и, говорит, как в рай попал. Потому как место это благодатное и храм замечательный. Служить здесь одно удовольствие.
– До этого я был штатным священником в храме Александра Невского в Иланском. Приехал сюда, и долго меня не покидало состояние дежавю, – говорит отец Димитрий. – Казалось, что я уже видел людей, которые живут в Агинском, что они очень похожи на иланцев, двойники. Лица те же и одежда, как будто они вслед за мной приехали в новый приход.
Люди везде хорошие, замечает батюшка, только страсти их обуревают плохие. Например, сребролюбие. Это беда всего нашего общества.
– Заповедь Божья запрещает давать деньги и брать под проценты. А сейчас все одержимы ссудами. Кто их не брал? – задает риторический вопрос настоятель храма Николая Чудотворца. – Или другое правило: шесть дней посвяти делу, а седьмой Господу Богу. То есть все в храме должны быть. Но мало кто приходит.
Грех с греческого – «промах»
Батюшка с горечью замечает: иссяк интерес к Богу. Это в 1990-е годы народ в храмы потянулся, потому что тяжело давался развал привычной советской страны, люди не знали, как дальше жить. И искали защиты у Бога.
– Это до 2000 года продолжалось, а затем охладели люди к храмам. Возможно, из-за того, что глубины веры нет, люди не знают, зачем в церковь ходят. Я, когда приехал в Агинское, спрашивал прихожан: для чего в храм приходите? Одни говорят: чтобы дети не болели, другие – чтобы хорошо все было. Они не Бога взыскали, а решение земной проблемы! Но Господь приходил не проблемы наши урегулировать, а изменить сознание человека, привести его к покаянию.
Кстати, праздник Крещения – еще один повод задуматься об этом. Ведь купание в проруби – просто традиция. Не смывает крещенская вода наших грехов.
– Проблемы – это следствие грехов. Грех – с греческого «промах». Значит, совершил человек промах, из-за которого все у него в жизни пошло не так, – считает батюшка. – Если Господь говорит тебе, что ты не прав, надо задуматься и разобраться в причинах проблемы. И измениться.
Все по-настоящему
Все дается по делам нашим. Понимание этой истины не сразу приходит к человеку. Посещает оно тех, кто начинает движение к Богу.
Сам Дмитрий Свинтицкий открыл двери храма в 1990-е в Иланском. Говорит, как будто что-то потянуло его.
– Крещен я младенцем был, но даже не знал, где находится храм. Жил в Казахстане, окончил университет в Жезказгане и приехал в Иланский район к родителям, работал учителем рисования, черчения и трудового обучения, женился. Мне 26 лет было, когда просто захотелось в храм пойти. Скопилась в душе неудовлетворенность этим миром. Он казался мне ненастоящим. Акции, фальсификации – все такое наигранное, ради галочки делается. А хотелось, чтобы все по-настоящему было, от души. И я нашел это в храме.
Первое время учитель не чувствовал в храме благодати или восторга, но, как приходило воскресенье, он понимал: ему нужно идти в церковь.
Жена сначала не понимала Дмитрия, скандалы устраивала: муж на полночи мог в храме остаться – мастерить иконостас. А потом и сама в церковь пришла, старший сын Александр стал в алтаре служить.
Дмитрий Свинтицкий 10 лет был прихожанином иланского храма Александра Невского – взыскал Бога, учился. Школу оставил, пошел работать на железную дорогу. А затем его рукоположили в священники.
– Он позвонил мне и сказал: «Ты теперь матушка», – вспоминает матушка Марина. – Я была в шоке. Оказалась не готова к этому. Ведь матушке нужно много книг знать, уметь петь. А я не могла. В детстве меня мама отправила в музыкальную школу учиться на пианино играть. Я месяц походила, преподаватель говорит: «Иди домой, у тебя слуха нет».
Сейчас матушка Марина хлопочет по храму, готовя его к службе, поет на клиросе. Понимает: она главная помощница батюшки, это ее миссия – быть хозяйкой в большом доме церкви. Помогают отцу и два младших сына – Николай и Михаил. Они алтарники.
В материальном плане семья, конечно, потеряла. Ведь священник не получает жалованья, живет с прихода. Но разве в деньгах смысл жизни?
– В Иланском я получала зарплату и могла ее на себя потратить. А сейчас думаешь, что первым делом для храма необходимо, – говорит матушка Марина. – На любую покупку у батюшки благословения прошу.
Там, где есть алтарь
Отец Димитрий и матушка Марина – городские жители, а тут в деревне оказались. Оба говорят: такая перемена места им не в тягость. Огород разбили, телочку завели, кроликов.
– Сейчас город мне кажется скучным – одни многоэтажки. А тут можно выйти, в огороде поковыряться, – говорит отец Димитрий. – Священник не должен быть привязан к месту. Он служит там, где есть алтарь. В любом населенном пункте – будь то маленькое село или районный центр. Везде служить честь, людей к Богу вести, стяжать благодать. Эта тихая радость и есть смысл жизни.
«Благодать», «тихая радость» – не пустые слова для священника. Отец Димитрий впервые ощутил благодать совсем маленьким ребенком, когда гостил у бабушки. Однажды, проснувшись, сел он и посмотрел в окно. А там три яблони растут, вороны каркают, пасмурно, но так спокойно и хорошо. И почувствовал он тихую внутреннюю радость.
– Может быть, этого я и искал в храме, это и есть настоящее, – говорит батюшка.
Второй раз благодать снизошла на Дмитрия в храме Александра Невского. Шла постовая служба, на клиросе много читали. После службы ноги уставшие, утомление в теле. Сел он на лавку в храме и почувствовал благодать. Все страсти отошли от него, как в детстве у бабушки в доме.
– Что же, с тех пор благодать вас не покидает? – спрашиваю священника.
– Святой Дух ходит, где хочет. Нельзя его принудить. Священник может просить, чтобы благодать сошла, на освящении воды, например, в Крещение. В этот момент благодать сходит в сердце. Главное, чтобы человек, который участвует в таинстве, желал этого.
Возможно, и в ваше сердце сошла благодать в светлый праздник Крещения Господня. Остановитесь, прислушайтесь к себе и отыщите в душе тихую радость от причастности к великим тайнам Бога.
Фото Сергея СЕЛИГЕЕВА