У многих жителей края после выхода на пенсию скучной жизнь не назовешь. Одни продолжают подрабатывать, другие находят себе интересные занятия, например, изучают в университетах «серебряного возраста» или в социальных учреждениях историю края, постигают финансовую, компьютерную грамотность.
Но есть и те, кому заслуженный отдых – не в радость, кому здоровье не позволяет оставаться активным, а дни приходится коротать в одиночестве – дети, внуки далеко. В Агинском для таких пенсионеров организовали уникальный в своем роде, даже по меркам страны, поселок «Ветеран».
«Островок социализма»
Началась его история более 20 лет назад, когда на окраине Агинского появились ряды небольших одноэтажных домиков, выкрашенных в яркие цвета.
– По специальному положению селят там лишь тех, кто проработал на территории района не менее 10 лет, – поясняет Иван Захаров, бывший заместитель главы администрации Саянского района по социальным вопросам. – Место в поселке могут получить только одиноко проживающие, пенсионеры в почтенном возрасте, у которых обычные деревенские дома без удобств, где давно не было ремонта, воду надо носить.
Открылся поселок в октябре 1995 года и долгое время был уникальным на всей территории страны. Такой вот «островок социализма». Подобные поселения стали появляться не так давно в европейской части России. Но, конечно, массовым явлением и сейчас это не назовешь.
Поселок уже давно стал местной достопримечательностью, хотя, конечно, побывать в нем могут далеко не все – вокруг домов забор. И очень тихо. Никого из жильцов на улице мы не увидели: по состоянию здоровья уже не каждый готов отправиться на прогулку, да и на календаре далеко не июль.
Заходим к Марии Николаевне Конищевой. Гостям из краевой газеты она очень рада:
– Я вашу газету читаю обязательно!
Жила женщина в деревне Папиково. Труд сельского жителя всегда был нелегкий, а уж в те времена – в особенности.
– Пасла овец, – вспоминает она. – Трактор боронит или пашет, а я сидела на прицепе. Ну и свое хозяйство было большое. Супруг умер в 92-м, а с 2007-го я уже здесь. А здесь что может не нравиться? Водичка теплая есть. Что надо купить – закажу, привезут. Пятого числа каждый месяц – прямо сюда пенсию принесут. А тут еще полы ходят моют – вот что придумали!
– А готовит кто? – интересуюсь я.
– Да вы что! Если еще готовить будут, так мне тут вообще нечем заняться будет.
Перед домом Марии Николаевны есть небольшой участок. В этом году сажала она картофель, потому что «душа не выдерживает». Копать правнук помогал. И цветы перед входом в дом исправно распускаются. «Есть земелька – почему бы не посадить?» И капуста, и морковь вырастают на грядках.
– Прямо хочу от всего поселка сказать спасибо – что я одна-то делала бы? – продолжает Мария Николаевна. – И угля купи, и воды ведрами наноси. А здесь весело. А унерцы-то как приедут – о-о-о, я их очень люблю.
Унерцы – это творческий коллектив из районного поселка Унер, который приезжает прямо сюда, в «Ветеран».
Они не одни
Многие уверены, что живут здесь одинокие люди, которым – так уж сложилось в жизни – помочь некому. Но это не так. Многие жильцы «Ветерана» уже не только до внуков – и до правнуков дожили.
Но не каждый может забрать пожилого человека к себе и обеспечить ему нормальный уход. Сотрудники газеты знают об этом не понаслышке. Редакционная почта нередко приносит весточки от пожилых читателей из разных уголков края: «нет тепла в квартире», «дом почти разрушился», «не могу добиться лекарства»…
И ведь почти у всех у них есть родственники. Но вот близких, готовых взять на себя груз проблем человека в возрасте, который уже очень уязвим и сам не в состоянии помочь себе, почему-то рядом зачастую не оказывается…
Почему же так? Найдутся наверняка и те, кто скажет, что «с моими родителями даже трех минут поговорить без скандалов невозможно – такой уж у них характер». Что ж, может, и так. Но здесь, в поселке, пять социальных работников, которые умеют найти подход к каждому.
Мы заходим к еще одним постояльцам с очень редким для «Ветерана» статусом – семейная пара.
– Шесть лет мы уже здесь, – начинает глава семьи Волковых. – Жили-то нормально: свой дом был хороший, участок, хозяйство держали, пока могли. Но вот здоровье подвело: я же 27 лет только на комбайне отработал.
Пока он рассказывает, жена Августина хлопочет по хозяйству.
– Живем вместе давно – в ноябре будет уже 57 лет, как мы вместе, – улыбается мужчина. – Даже не знаю, какая это свадьба: брильянтовая, что ли? А познакомились мы в экспедиции топографической в Новосибирске. Потом приехали и решили пожениться.
Супружеская пара не скучает – дочь живет неподалеку и часто бывает в гостях. А еще глава семьи, несмотря на годы, большой любитель чтения. Из своего дома он привез томики любимых авторов. И в поселок постоянно привозят книги. Одним – детективы. Другим – литературу о краеведении.
Есть своя библиотека и в поселке – в клубе, где стоят книги, привезенные постояльцами. Рядом беседка построена, где летом можно дни рождения отмечать. Неподалеку памятный знак в честь ветеранов Великой Отечественной войны.
Обидно очень, когда 9 Мая – в святой для всей страны день – состояние здоровья позволяет только по телевизору на парад посмотреть. В поселок, хоть и близко, не все могут отправиться. А тут буквально несколько метров пройти. Если кто-то плохо себя почувствует, его аккуратно до своего домика проводят.
Ну чем не рай для «серебряного возраста»? Продумано буквально все. Честно говоря, мне даже показалось, что не в каждой родной семье пожилой человек окружен такой заботой, а главное – вниманием. На душе от этого сразу тепло: пусть тебе забывали позвонить внуки, пусть на рабочем месте ты уже давно не востребован. Зато здесь, в уютном поселке, все по-другому.
…А на Новый год здесь ставят сразу две елки: в местном клубе и на территории. Можно неспешно гулять, любуясь миганием разноцветных лампочек на гирлянде.
(К сожалению, на момент выхода материала в семье Волковых произошла тяжелая утрата. Николай Волков скончался. Приносим Августине Николаевне свои соболезнования.)