В Новоселово расположена одна из самых известных и востребованных в крае паромных переправ, которая нужна жителям южных районов как воздух. Через Красноярское водохранилище, соединяя правый и левый берега, по маршруту Новоселово – Улазы в летнее время круглосуточно курсируют два парома. Большой – СП-105, и поменьше – «Красноярский дорожник». В этом месте между берегами более пяти километров.
Находится переправа в ведении Новоселовского филиала Балахтинского дорожного ремонтно-строительного управления.
Жаль, паромы получилось увидеть только издалека: межсезонье. До начала навигации оставались считаные дни, водный транспорт стоял на приколе во льду недалеко от берега, а лед уже дышал на ладан, и на борт корреспондента не пустили. Сами паромщики добирались до судов чуть ли не ползком, по деревянным трапам, брошенным на лед. В машинных отделениях и на палубе экипажи наводили последний лоск перед навигацией.
– Вроде бы не ваш профиль? – спрашиваю директора филиала Александра Плясунова. – Вы же дорожники, люди сухопутные, а паром – водный транспорт, его речники должны обслуживать…
– Это как посмотреть, – отвечает Александр Павлович. – Паромная переправа – отрезок дороги местного значения, причем очень важной: через водохранилище лежит короткий путь в несколько южных районов края – Краснотуранский, Идринский, Курагинский. Туда из Красноярска ходят рейсовые автобусы, мы переправляем их на другой берег.
Паромы обычно начинают ходить в начале апреля и заканчивают во второй половине декабря. За сезон они перевозят несколько тысяч грузовых и легковых автомобилей и пассажиров – летом люди со всего края стремятся к воде, на отдых, в Анашенский бор просто паломничество. Паромы работают круглосуточно, их экипажи, сменяя друг друга, несут 12-часовые вахты, а всего на переправе трудятся 30 человек.
В начале января, когда лед хорошо окрепнет, дорожники открывают ледовую переправу через водохранилище. Расставляют направляющие вехи, отмечая ими трассу, и всю зиму следят за ее состоянием, обеспечивают безопасность передвижения. Большегрузы по льду не ходят, максимум грузовики-пятитонники. В принципе, их хватает, чтобы завезти в правобережные деревни района топливо, продукты и все самое необходимое.
В межсезонье, не больше месяца, когда паром уже (или еще) не ходит, а по льду передвигаться нельзя, людей с берега на берег доставляет судно на воздушной подушке «Арктика-2Д». Если надо, оно выполняет и экстренные рейсы – санитарные, полицейские, для МЧС. Хотя в это время «правобережных» новоселовцев принимают в больницах ближайших районов, есть такая договоренность.
Что примечательно, и «подушка» (так пассажиры называют «Арктику»), и один из паромов перевозят людей и автомобили бесплатно.
В сентябре этого года, когда спадет поток туристов, большой паром пойдет вниз по Енисею, «перепрыгнет» плотину с помощью судоподъемника и отправится на плановый ремонт в Красноярск, где встанет в сухой док. Такой ремонт проводится раз в пять лет. А весной 2020 года, к началу навигации, вернется к месту своей приписки и снова будет соединять берега – здесь без него как без рук.
За сезон паромы перевозят несколько тысяч грузовых и легковых автомобилей и пассажиров – люди со всего края стремятся на отдых
«Но нас с тобой соединить паром не в силах!»
«Арктика», гудя, как самолет, и поднимая снежный вихрь, отвозит нас с директором музея на правый берег водохранилища. Мы едем в старинную деревню Кульчек. Путь наш лежит через деревни Кома, Черная Кома…
Социально-демографическая ситуация там, признаться, такая же, как и названия деревень, – невеселая. Они медленно, но верно умирают. Много брошенных домов. Люди уезжают с правого берега, в селах доживают свой век старики, молодежь бежит.
– Но мы не спешим ставить на себе крест! – говорит глава Комского сельсовета Наталья Тесленко. – Жить-то надо. Работаем, карабкаемся, надеемся на лучшее. Люди, кто не лентяй, держат скотину, лошадей. Есть у нас фермер, Андрей Шалько. Живет в умирающем и труднодоступном поселке Енисей, там три десятка стариков осталось. Это 25 километров отсюда по бездорожью, сейчас не проехать, вездеход нужен, там горы. А фермер наш молодец, старается изо всех сил, пашет землю, выращивает коров…
На территории нашего сельсовета работают две школы, хотя детей в них с каждым годом становится все меньше. Есть почта, медпункты. Но проблема с кадрами. Например, деревни Бескиш и Черная Кома обслуживает фельдшер-пенсионерка. Ей давно на отдых пора, но заменить некем, никто даже за миллион подъемных не хочет к нам ехать.
Наталья Степановна рассказывает, что здесь, на правом берегу, находятся два сельсовета, относящихся к Новоселовскому району, – Комский и Анашенский. Всего 11 деревень, это примерно 3,5 тысячи жителей.
– И эти люди большую часть года почти отрезаны от мира, от своего райцентра! – с отчаянием говорит глава сельской администрации. – Не хватает нам ни паромов, ни тем более «подушки» в межсезонье, как сейчас. Она всего 14 человек на борт может взять. А людям каждый день нужно в Новоселово и обратно, ведь все госучреждения там. Кому справку надо, кому в банк, кому в больницу. Да мало ли… Эта проблема с переправой нас уже достала, цензурных слов нет. Мост нам нужен, мост! Пусть понтонный, пусть платный. Давно о нем идет разговор, даже в планах экономического развития района это записано.
Четыре района завязаны на одну переправу. Летом просто беда, огромный поток туристов, очереди на паром бывают многочасовые. И получается, что кто-то спешит отдохнуть, а кто-то не может домой вернуться, корову подоить. Мы только зимой – три месяца, когда лед стоит, – нормально живем, ездим куда захотим… Может, краевая власть обратит внимание на эту проблему? – спрашивает глава сельской администрации.
Фото автора