То берег левый нужен им, то берег правый…

То берег левый нужен им, то берег правый…

В Новоселово расположена одна из самых известных и востребованных в крае паромных переправ, которая нужна жителям южных районов как воздух. Через Красноярское водохранилище, соединяя правый и левый берега, по маршруту Новоселово – Улазы в летнее время круглосуточно курсируют два парома. Большой – СП-105, и поменьше – «Красноярский дорожник». В этом месте между берегами более пяти километров.

Находится переправа в ведении Новоселовского филиала Балахтинского дорожного ремонтно-строительного управления.

Жаль, паромы получилось увидеть только издалека: межсезонье. До начала навигации оставались считаные дни, водный транспорт стоял на приколе во льду недалеко от берега, а лед уже дышал на ладан, и на борт корреспондента не пустили. Сами паромщики добирались до судов чуть ли не ползком, по деревянным трапам, брошенным на лед. В машинных отделениях и на палубе экипажи наводили последний лоск перед навигацией.

– Вроде бы не ваш профиль? – спрашиваю директора филиала Александра Плясунова. – Вы же дорожники, люди сухопутные, а паром – водный транспорт, его речники должны обслуживать…

– Это как посмотреть, – отвечает Александр Павлович. – Паромная переправа – отрезок дороги местного значения, причем очень важной: через водохранилище лежит короткий путь в несколько южных районов края – Краснотуранский, Идринский, Курагинский. Туда из Красноярска ходят рейсовые автобусы, мы переправляем их на другой берег.

Евгений Пупасов до армии окончил Подтесовское речное училище, служил на Тихоокеанском флоте, потом ходил на речных судах по Енисею. С 1992 года он работает капитаном парома СП-105. Его судно построено в 1989 году в Волгограде. Оно может взять на борт 25 легковых автомобилей

Паромы обычно начинают ходить в начале апреля и заканчивают во второй половине декабря. За сезон они перевозят несколько тысяч грузовых и легковых автомобилей и пассажиров – летом люди со всего края стремятся к воде, на отдых, в Анашенский бор просто паломничество. Паромы работают круглосуточно, их экипажи, сменяя друг друга, несут 12-часовые вахты, а всего на переправе трудятся 30 человек.

В начале января, когда лед хорошо окрепнет, дорожники открывают ледовую переправу через водохранилище. Расставляют направляющие вехи, отмечая ими трассу, и всю зиму следят за ее состоянием, обеспечивают безопасность передвижения. Большегрузы по льду не ходят, максимум грузовики-пятитонники. В принципе, их хватает, чтобы завезти в правобережные деревни района топливо, продукты и все самое необходимое.

В межсезонье, не больше месяца, когда паром уже (или еще) не ходит, а по льду передвигаться нельзя, людей с берега на берег доставляет судно на воздушной подушке «Арктика-2Д». Если надо, оно выполняет и экстренные рейсы – санитарные, полицейские, для МЧС. Хотя в это время «правобережных» новоселовцев принимают в больницах ближайших районов, есть такая договоренность.

Что примечательно, и «подушка» (так пассажиры называют «Арктику»), и один из паромов перевозят людей и автомобили бесплатно.

В сентябре этого года, когда спадет поток туристов, большой паром пойдет вниз по Енисею, «перепрыгнет» плотину с помощью судоподъемника и отправится на плановый ремонт в Красноярск, где встанет в сухой док. Такой ремонт проводится раз в пять лет. А весной 2020 года, к началу навигации, вернется к месту своей приписки и снова будет соединять берега – здесь без него как без рук.

Михаил Степановский – помощник капитана парома. В межсезонье работает капитаном катера на воздушной подушке. Человек он уважаемый, в это время на него вся надежда, люди с нетерпением ждут «подушку»: и товары на ней возят, и в райцентр по делам ездят

За сезон паромы перевозят несколько тысяч грузовых и легковых автомобилей и пассажиров – люди со всего края стремятся на отдых

«Но нас с тобой соединить паром не в силах!»

«Арктика», гудя, как самолет, и поднимая снежный вихрь, отвозит нас с директором музея на правый берег водохранилища. Мы едем в старинную деревню Кульчек. Путь наш лежит через деревни Кома, Черная Кома…

Социально-демографическая ситуация там, признаться, такая же, как и названия деревень, – невеселая. Они медленно, но верно умирают. Много брошенных домов. Люди уезжают с правого берега, в селах доживают свой век старики, молодежь бежит.

– Но мы не спешим ставить на себе крест! – говорит глава Комского сельсовета Наталья Тесленко. – Жить-то надо. Работаем, карабкаемся, надеемся на лучшее. Люди, кто не лентяй, держат скотину, лошадей. Есть у нас фермер, Андрей Шалько. Живет в умирающем и труднодоступном поселке Енисей, там три десятка стариков осталось. Это 25 километров отсюда по бездорожью, сейчас не проехать, вездеход нужен, там горы. А фермер наш молодец, старается изо всех сил, пашет землю, выращивает коров…

На территории нашего сельсовета работают две школы, хотя детей в них с каждым годом становится все меньше. Есть почта, медпункты. Но проблема с кадрами. Например, деревни Бескиш и Черная Кома обслуживает фельдшер-пенсионерка. Ей давно на отдых пора, но заменить некем, никто даже за миллион подъемных не хочет к нам ехать.

Наталья Степановна рассказывает, что здесь, на правом берегу, находятся два сельсовета, относящихся к Новоселовскому району, – Комский и Анашенский. Всего 11 деревень, это примерно 3,5 тысячи жителей.

– И эти люди большую часть года почти отрезаны от мира, от своего райцентра! – с отчаянием говорит глава сельской администрации. – Не хватает нам ни паромов, ни тем более «подушки» в межсезонье, как сейчас. Она всего 14 человек на борт может взять. А людям каждый день нужно в Новоселово и обратно, ведь все госучреждения там. Кому справку надо, кому в банк, кому в больницу. Да мало ли… Эта проблема с переправой нас уже достала, цензурных слов нет. Мост нам нужен, мост! Пусть понтонный, пусть платный. Давно о нем идет разговор, даже в планах экономического развития района это записано.

Четыре района завязаны на одну переправу. Летом просто беда, огромный поток туристов, очереди на паром бывают многочасовые. И получается, что кто-то спешит отдохнуть, а кто-то не может домой вернуться, корову подоить. Мы только зимой – три месяца, когда лед стоит, – нормально живем, ездим куда захотим… Может, краевая власть обратит внимание на эту проблему? – спрашивает глава сельской администрации.

Фото автора

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

29 мая 2022
Не навреди и спаси
Основы помощи при травмах изучают в старших классах школы, повторяют на водительских курсах, в армии, в различных ведомствах или на
Пополнение в Бессмертном полку
В редакцию пришло письмо из деревни Ручей Осиповичского района Могилевской области Республики Беларусь от участников поискового отряда Лапичской средней школы.
28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от