После катаклизмов на Дальнем Востоке в России снова взялись за разработку правил обязательного страхования жилья. Впрочем, как говорят эксперты, пока этот документ вызывает больше вопросов, чем ответов.
ОСАГО для жилья
Стихия ежегодно наносит существенный удар по бюджету нашей страны. Нынче общий ущерб от паводка на Дальнем Востоке составил около 40 миллиардов рублей. Такая сумма будет направлена на выплаты гражданам, чьи дома пострадали от воды, восстановление поврежденных земель, компенсацию родственникам погибших. Еще более колоссальные деньги ушли из бюджета России в 2010 году, когда засуха обернулась многочисленными пожарами в нескольких регионах страны. Тогда экономика потеряла около 450 миллиардов рублей. Очевидно, что ежегодно выделять огромные деньги на возмещение ущерба пострадавшим от стихии гражданам наша страна не в состоянии. Этой осенью в правительстве серьезно задумались о минимизации убытков от затоплений, пожаров, падений метеоритов или землетрясений, которые на территории большой России не такая уж и редкость.
Еще на Сочинском экономическом форуме премьер-министр Дмитрий Медведев поставил перед законодателями задачу подготовить документ о введении обязательного страхования жилья – по аналогу с ОСАГО, которое действует уже 10 лет. Стоит отметить, что это не первая попытка нашего правительства переложить ответственность за разрушения, нанесенные стихией, на плечи страховщиков. Создание подобных документов обсуждается после каждого катаклизма и как следствие – серьезных потерь бюджета. Но пока ни один законопроект принят не был. Более того, вопрос о введении ОСАГО для жилья вызывает много вопросов не только у простых жителей регионов России, но и у самих разработчиков, страховщиков. Профессионалы считают, что к теме обязательного страхования жилья правительство подходит несколько упрощенно. Ведь нельзя ввести один вид страхования для всех регионов нашей большой страны, потому как на каждой территории возникают свои проблемы. Одни страдают от паводков, другие от пожаров, третьи от землетрясений или обильных снегопадов.
– А в Петербурге, например, основная угроза жилью – дырявые трубы, – заметила представитель одной из ведущих страховых компаний России Татьяна Долинина. – И это не стихийное бедствие.
Комплексный подход
Кстати, по статистике, наиболее частая причина вреда, наносимого квартирам и домам россиян, это повреждение водой вследствие аварий сетей (60 % случаев). На стихийные бедствия страховщики отдают всего 5 % случаев. А потому, если и вводить обязательное страхование жилья, оно должно быть и от стихийных бедствий, и от других рисков, считают аналитики. Чтобы страховые компании платили еще и за гибель человека, нужно включить страхование от несчастного случая. То есть необходимо придумать комплексный полис.
– Введение обязательных видов страхования сложно и с финансовой точки зрения, и с политической, – считает председатель Сибирской ассоциации страховщиков Сергей Екименко. – Сейчас многие ссылаются на противоречие этой системы Гражданскому кодексу РФ, но почему бы не изменить законы, если они мешают нормально жить нашим гражданам? У нас существует механизм внесения поправок. Другой вопрос – как введение обязательного страхования жилья скажется на кошельке жителей нашего региона и кто будет определять страховую сумму на конкретной территории. Ведь жители глубинки не всегда готовы выложить ту же сумму, что и москвичи.
Добровольные обязательства
Сегодня имущественные тарифы лежат в диапазоне от 0,1 до 1 % от стоимости, например, жилья. Это достаточно большая сумма для рядового гражданина. И вряд ли он согласится выплачивать еще и обязаловку за жилье (квартплату-то у нас в регионе не все добросовестно вносят, собираемость всего лишь 80 %). И хотя страховщики утверждают: чем шире рынок, тем ниже тарифы, – для того чтобы люди пошли страховать дома, им необходим очень убедительный «аргумент».
– Ранее я уже выступал за инициативу ввести не обязательное, а вмененное страхование, – говорит Сергей Екименко. – То есть государство должно сказать, что каждый собственник жилья должен его застраховать по своему собственному выбору страховой компании и рисков, от которых в итоге будет застрахован, в противном случае при возникновении чрезвычайной ситуации не получит помощи ни от страховщиков, ни от государства. Сегодня законодатели предполагают, что на полноценную помощь сможет рассчитывать только тот пострадавший гражданин, чье жилье было застраховано. Говорить о внедрении новой системы в жизнь еще рано, уверены аналитики, сейчас только делаются наброски документа. Да и будет ли действенно обязательное страхование жилья – большой вопрос. Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин считает: гражданам нашей страны достаточно и добровольной формы страхования недвижимости. Ведь в регионе уже создан фонд капитального ремонта жилья, который законодатели называют жилищным ОСАГО.
– Вселяешься в дом и платишь страховые взносы – строчку на капитальный ремонт, – говорит Андрей Самохин. – Фонд является своеобразной страховкой жилья – если сгорели коммуникации или произошло что-то другое, восстановить это можно будет из средств фонда. Кроме того, сейчас законодатели разрешили расходы на капремонт включать в жилищную субсидию. А страховка будет идти плюсом к коммунальным услугам. Как быть малоимущим слоям населения?
По мнению аналитиков, пока система обязательного страхования жилья в большей степени работает на сохранение бюджета страны. И страховщики с удовольствием готовы взвалить на себя эту ношу. Но, как говорит Сергей Екименко, прежде необходимо просчитать все риски – чтобы схема была удобна и страховщикам, и населению.