Топливная лихорадка

Почему растут цены на бензин?

Топливная лихорадка Почему растут цены на бензин?

На АЗС края почти на рубль подорожал бензин, а дизельное топливо, на котором держится вся сфера перевозок, – на три рубля. В начале нового года возможен еще один скачок цен, в том числе из-за анонсированного федеральными властями повышения акцизов. Очевидно, колебания на рынке ГСМ приведут к росту стоимости товаров и услуг во многих отраслях. Перевозчики и производители хлеба уже заявили, что вынуждены будут повысить цены.

 

В тесной связке

Сегодня максимальная цена самого ходового 92-го и 95-го бензина в рознице составляет 42,5 и 45,5 рубля соответственно. Солярки – пятьдесят рублей. За месяц топливо подорожало в среднем на 10 %. В соседних регионах цены поползли вверх еще раньше – в Иркутской области стоимость дизтоплива доходит до 55 рублей.

Водители маршруток в Красноярске в знак протеста уже дважды за последние недели приостанавливали работу на несколько минут. Красноярский союз владельцев АЗС обратился к краевым властям с жалобами на невозможность держать низкие цены. Крупнейшие производители хлеба заявили о том, что договариваются с сетями супермаркетов о повышении стоимости всего своего ассортимента в среднем на десять процентов. Гендиректор компании «ДиХлеб» Евгений Демидов объясняет это в том числе подорожанием ГСМ. Цена солярки действительно в той или иной степени «зашита» в стоимость практически любого продукта или услуги. Дорожает топливо – автоматически растут цены на продукты питания, другие товары, проезд и т. п.

Повышение оптовых цен, по данным краевого министерства промышленности, энергетики и ЖКХ, фиксируется с конца августа. За этот период биржевая стоимость бензина АИ-95 выросла на 22 %, АИ-92 – более чем на 15 %. Ситуация осложняется также незначительным дефицитом из-за плановых ремонтов на Ангарском НХК, Комсомольском НПЗ и задержкой отгрузок с Омского НПЗ. Отметим, что в нашем крае о дефиците топлива речи не идет.

Временная заморозка

Рост цен в целом по России зафиксирован еще раньше. Весной – летом их удалось заморозить благодаря некоторым мерам федерального правительства. В частности, отказались от запланированного на июль повышения акциза, увеличили продажу нефти на внутреннем рынке. Кроме того, президент «припугнул» производителей увеличением вывозных пошлин до 90 % в случае хаотичного роста.

Однако очевидно, заморозка не может быть вечной, ведь на стоимость влияет множество факторов. Краевое министерство промышленности, энергетики и ЖКХ прогнозирует: биржевые цены на топливо в конце этого – начале следующего года вырастут на 15–20 % из-за увеличения акцизов с января будущего года, ставки НДС и роста тарифов на железнодорожные перевозки.

Председатель комитета Заксобрания региона по промышленной политике, транспорту и связи Владимир Демидов считает, что розничные цены в следующем году поднимутся на 5–7 %. Он отмечает: так как у субъектов РФ нет механизмов регулирования топливного рынка, региональным властям остается лишь минимизировать негативные последствия роста. Например, помогать сельхозпроизводителям, которые острее всего реагируют на колебания топливного рынка. В этом году краевые аграрии получили финансовую поддержку на сумму около 100 миллионов рублей.

Подозрительно дешевый?

Часть автозаправочных станций в Красноярске и пригородах торгует топливным суррогатом – таковы выводы исследований красноярского отделения Федерации автовладельцев России. Подозрительно дешевой соляркой и бензином впору печи топить. О степени вреда экологии и машинам от использования подобного топлива можно лишь догадываться.

По данным краевого министерства промышленности, энергетики и ЖКХ, в крае действует 660 заправочных станций, в том числе 179 принадлежат «КНП», 43 – «Газпромнефти», 40 – компании «25 часов», 12 – «Роснефти». Остальная доля – мелкие розничные торговцы. У последних топливо бывает дешевле, чем у крупных игроков, иногда на рубль и даже два. Вопрос – за счет чего? Большие объемы, а соответственно, низкие цены в закупке «малышам» недоступны априори – нет ни мощностей для хранения, ни оборотных средств.

Представитель Федерации автовладельцев России Егор Фролов поясняет: цена, которая отражает реальную ситуацию на рынке, устанавливается крупными игроками:

– Если мелкая розница продает дешевле, это говорит, что данный заправщик покупает топливо в Кемеровской области на одном из заводов. Там есть предприятие, которое производит топливо в соответствии с техническими условиями, а не по ГОСТу. Проще говоря, суррогат. Таким дизелем можно печи растапливать. Данное топливо не соответствует нормам и попросту не пригодно для заправки авто.

Использование такого дешевого заменителя, по словам Фролова, позволяет мелким заправщикам «вывозить» ситуацию на рынке. Это не только нечестно, но и опасно. Двигатели от такого бензина быстрее выходят из строя, так как топливо не соответствует нормам. Красноярские «зеленые» также упоминали об этой проблеме – выбросы от суррогата более токсичны. По оценкам Егора Фролова, около четверти всех заправщиков торгуют именно такими ГСМ.

С другой стороны, добросовестным мелким АЗС действительно сложнее выживать и держать низкие цены.

А вертикально интегрированные компании откровенно демпингуют в рознице. Так, оптовая цена заводов «Роснефти» и «Газпромнефти» выше на 1–5 % стоимости топлива на независимых АЗС. В то же время сетевые заправки нефтяных компаний могут себе позволить держать низкий уровень цен. По оценкам мелких сетей, около 20 % клиентов за последние месяцы ушло к крупным игрокам именно из-за такого диспаритета.

На деле большие компании в рознице работают в убыток. Удерживая цены на АЗС, они зарабатывают на оптовых поставках нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок, поскольку доля реализации через собственные АЗС незначительна – 6 % от выработки, таков вывод экспертов краевого минпромэнерго.

Чтобы независимые заправщики работали рентабельно, им необходимо в среднем повысить цену на два рубля.

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Литр литру рознь

Почему Россия, являясь мировым лидером нефтедобычи, не может четко регулировать стоимость топлива на внутреннем рынке? Ответ в том, по каким формулам формируется цена.

Один из основных факторов формирования стоимости литра топлива – налоги. В одном литре «зашиты» 60 % платежей государству: 17 % – НДПИ, 16,2 % – акцизы, 15,25 % – НДС, 6,15 % – налоги на прибыль. Кроме того, в стоимость топлива заложены оплата труда нефтеперерабатывающего предприятия, стоимость самой нефти, транспортировка.

Получается, из более чем 42 рублей 25 на заправке мы отдаем на налоги и лишь 6 рублей уходит на АЗС. Остальная сумма распределяется на переработку нефти, транспортировку с месторождения и уже готового продукта с НПЗ.

Стоит отметить, что в Европе доля налогов в топливе также составляет около 60 %, но литр здесь стоит в два-три раза выше, чем в России. В США половина стоимости – это транспортировка, а налоги – всего 20 %. Бензин тут в рознице уходит, по данным Global Petrol Price (в пересчете на рубль), за более чем 50 рублей.

Фото: pixabay.com

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности