На АЗС края почти на рубль подорожал бензин, а дизельное топливо, на котором держится вся сфера перевозок, – на три рубля. В начале нового года возможен еще один скачок цен, в том числе из-за анонсированного федеральными властями повышения акцизов. Очевидно, колебания на рынке ГСМ приведут к росту стоимости товаров и услуг во многих отраслях. Перевозчики и производители хлеба уже заявили, что вынуждены будут повысить цены.
В тесной связке
Сегодня максимальная цена самого ходового 92-го и 95-го бензина в рознице составляет 42,5 и 45,5 рубля соответственно. Солярки – пятьдесят рублей. За месяц топливо подорожало в среднем на 10 %. В соседних регионах цены поползли вверх еще раньше – в Иркутской области стоимость дизтоплива доходит до 55 рублей.
Водители маршруток в Красноярске в знак протеста уже дважды за последние недели приостанавливали работу на несколько минут. Красноярский союз владельцев АЗС обратился к краевым властям с жалобами на невозможность держать низкие цены. Крупнейшие производители хлеба заявили о том, что договариваются с сетями супермаркетов о повышении стоимости всего своего ассортимента в среднем на десять процентов. Гендиректор компании «ДиХлеб» Евгений Демидов объясняет это в том числе подорожанием ГСМ. Цена солярки действительно в той или иной степени «зашита» в стоимость практически любого продукта или услуги. Дорожает топливо – автоматически растут цены на продукты питания, другие товары, проезд и т. п.
Повышение оптовых цен, по данным краевого министерства промышленности, энергетики и ЖКХ, фиксируется с конца августа. За этот период биржевая стоимость бензина АИ-95 выросла на 22 %, АИ-92 – более чем на 15 %. Ситуация осложняется также незначительным дефицитом из-за плановых ремонтов на Ангарском НХК, Комсомольском НПЗ и задержкой отгрузок с Омского НПЗ. Отметим, что в нашем крае о дефиците топлива речи не идет.
Временная заморозка
Рост цен в целом по России зафиксирован еще раньше. Весной – летом их удалось заморозить благодаря некоторым мерам федерального правительства. В частности, отказались от запланированного на июль повышения акциза, увеличили продажу нефти на внутреннем рынке. Кроме того, президент «припугнул» производителей увеличением вывозных пошлин до 90 % в случае хаотичного роста.
Однако очевидно, заморозка не может быть вечной, ведь на стоимость влияет множество факторов. Краевое министерство промышленности, энергетики и ЖКХ прогнозирует: биржевые цены на топливо в конце этого – начале следующего года вырастут на 15–20 % из-за увеличения акцизов с января будущего года, ставки НДС и роста тарифов на железнодорожные перевозки.
Председатель комитета Заксобрания региона по промышленной политике, транспорту и связи Владимир Демидов считает, что розничные цены в следующем году поднимутся на 5–7 %. Он отмечает: так как у субъектов РФ нет механизмов регулирования топливного рынка, региональным властям остается лишь минимизировать негативные последствия роста. Например, помогать сельхозпроизводителям, которые острее всего реагируют на колебания топливного рынка. В этом году краевые аграрии получили финансовую поддержку на сумму около 100 миллионов рублей.
Подозрительно дешевый?
Часть автозаправочных станций в Красноярске и пригородах торгует топливным суррогатом – таковы выводы исследований красноярского отделения Федерации автовладельцев России. Подозрительно дешевой соляркой и бензином впору печи топить. О степени вреда экологии и машинам от использования подобного топлива можно лишь догадываться.
По данным краевого министерства промышленности, энергетики и ЖКХ, в крае действует 660 заправочных станций, в том числе 179 принадлежат «КНП», 43 – «Газпромнефти», 40 – компании «25 часов», 12 – «Роснефти». Остальная доля – мелкие розничные торговцы. У последних топливо бывает дешевле, чем у крупных игроков, иногда на рубль и даже два. Вопрос – за счет чего? Большие объемы, а соответственно, низкие цены в закупке «малышам» недоступны априори – нет ни мощностей для хранения, ни оборотных средств.
Представитель Федерации автовладельцев России Егор Фролов поясняет: цена, которая отражает реальную ситуацию на рынке, устанавливается крупными игроками:
– Если мелкая розница продает дешевле, это говорит, что данный заправщик покупает топливо в Кемеровской области на одном из заводов. Там есть предприятие, которое производит топливо в соответствии с техническими условиями, а не по ГОСТу. Проще говоря, суррогат. Таким дизелем можно печи растапливать. Данное топливо не соответствует нормам и попросту не пригодно для заправки авто.
Использование такого дешевого заменителя, по словам Фролова, позволяет мелким заправщикам «вывозить» ситуацию на рынке. Это не только нечестно, но и опасно. Двигатели от такого бензина быстрее выходят из строя, так как топливо не соответствует нормам. Красноярские «зеленые» также упоминали об этой проблеме – выбросы от суррогата более токсичны. По оценкам Егора Фролова, около четверти всех заправщиков торгуют именно такими ГСМ.
С другой стороны, добросовестным мелким АЗС действительно сложнее выживать и держать низкие цены.
А вертикально интегрированные компании откровенно демпингуют в рознице. Так, оптовая цена заводов «Роснефти» и «Газпромнефти» выше на 1–5 % стоимости топлива на независимых АЗС. В то же время сетевые заправки нефтяных компаний могут себе позволить держать низкий уровень цен. По оценкам мелких сетей, около 20 % клиентов за последние месяцы ушло к крупным игрокам именно из-за такого диспаритета.
На деле большие компании в рознице работают в убыток. Удерживая цены на АЗС, они зарабатывают на оптовых поставках нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок, поскольку доля реализации через собственные АЗС незначительна – 6 % от выработки, таков вывод экспертов краевого минпромэнерго.
Чтобы независимые заправщики работали рентабельно, им необходимо в среднем повысить цену на два рубля.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА
Литр литру рознь
Почему Россия, являясь мировым лидером нефтедобычи, не может четко регулировать стоимость топлива на внутреннем рынке? Ответ в том, по каким формулам формируется цена.
Один из основных факторов формирования стоимости литра топлива – налоги. В одном литре «зашиты» 60 % платежей государству: 17 % – НДПИ, 16,2 % – акцизы, 15,25 % – НДС, 6,15 % – налоги на прибыль. Кроме того, в стоимость топлива заложены оплата труда нефтеперерабатывающего предприятия, стоимость самой нефти, транспортировка.
Получается, из более чем 42 рублей 25 на заправке мы отдаем на налоги и лишь 6 рублей уходит на АЗС. Остальная сумма распределяется на переработку нефти, транспортировку с месторождения и уже готового продукта с НПЗ.
Стоит отметить, что в Европе доля налогов в топливе также составляет около 60 %, но литр здесь стоит в два-три раза выше, чем в России. В США половина стоимости – это транспортировка, а налоги – всего 20 %. Бензин тут в рознице уходит, по данным Global Petrol Price (в пересчете на рубль), за более чем 50 рублей.
Фото: pixabay.com