Тот, кто привез в Красноярск музыку

Тот, кто привез в Красноярск музыку


В конце семидесятых в Красноярском крае был настоящий промышленный бум – создавались новые предприятия, активно расстраивалась столица региона, исследовались недра на далеком Севере. Казалось, у нас было все – территория, полезные ископаемые, перспективы, проекты… Но, как было написано в одной исторической книге, в регионе не хватало самой малости, чтобы считаться настоящим центром. Не было своего «человека со скрипкой». Без этого вроде бы и не самого нужного промышленному гиганту штриха Красноярск и край навсегда бы остались сырьевым центром, снабжающим страну. Человеком со скрипкой стал Иван Всеволодович Шпиллер, четверть века руководивший Красноярским симфоническим оркестром.

Предложение Федирко

Уже тогда, в конце семидесятых, Шпиллер был заметной фигурой в музыкальных кругах, мастером, маэстро. За его плечами была работа в нескольких лучших оркестрах, руководство симфоническим оркестром кинематографии, запись музыки к 160 фильмам, гастроли по всему Союзу… Чем заманили мэтра в провинциальный по культурным меркам город, где с трудом «наскребли» на минимальный состав творческого коллектива? Поднять целину легче, чем заставить звучать самый молодой в стране симфонический оркестр.

Не обошлось, конечно, без непременного участия тогдашнего руководителя региона Павла Стефановича Федирко. Именно он решил строить в Красноярске одновременно и оперный театр, и институт искусств с хореографическим училищем для подготовки кадров, и свой симфонический оркестр собирать. Пробивал этот свой план культурного освоения края несколько лет в Москве. И своего добился. Шпиллера, конечно, пригласил не сразу. Первым организатором был молодой музыкант Владимир Свойский – он попытался собрать коллектив. Собрал, и даже сыграли два концерта… Для красноярцев откровенно сложных. И тем не менее даже они прошли с аншлагами. Хотя, может быть, в силу того, что особых знатоков в Красноярске на тот момент еще не было.

И кто бы мог подумать, что всего через несколько лет красноярский коллектив начнет гастролировать по стране и Европе!

Свойский вскоре из города уехал, а маэстро Шпиллера пригласили пока просто сыграть пару концертов с новым оркестром. Он согласился, прихватил известного скрипача Виктора Пикайзена. Сыграли несложную программу. Шпиллеру тут же предложили возглавить красноярский коллектив. И он, конечно же, наотрез отказался. Вернулся в Москву, но не успел ступить на порог своей квартиры, как тут же раздался звонок – вас ждет Федирко.

Сам Павел Стефанович потом вспоминал, что о Шпиллере наводили справки в Минкульте, знали – профессионал настоящий, но характер не сахарный. И потому даже сам Федирко признавался, что после «переговоров» с мэтром вздохнул с облегчением.

Резкий тон и образцовые манеры

О том, как уговаривал партийный лидер мэтра, история умалчивает, но Шпиллер в конце концов согласился переехать в Красноярск. Дирижер получил право круглосуточного доступа к партийному лидеру. Ведь предстоящее «строительство оркестра» ничем не уступало настоящей ударной стройке.

И началось. Первое, что потребовал мэтр, – разогнать большую часть музыкантов по причине того, что их квалификация и образование, мягко говоря, не соответствуют. Как так? Ведь и этих-то еле собрали, да и то до полного состава не дотянули. Дело в том, что в Москве установили лимит – не менее 70 музыкантов, а Шпиллер настаивал на полноценном составе в 106 человек.

Не соглашаться с ним было нельзя, за ним стоял сам Федирко. Да и у Шпиллера стояла сверхзадача – создать оркестр, который бы ничем не уступал лучшим столичным коллективам.

Шпиллера после таких революционных мер, как водится, многие невзлюбили. Конечно, «гастролер столичный» диктует тут свои порядки сибирякам. Надо сказать, что и сам вид Ивана Всеволодовича был необычен: он всегда был хорошо одет, галантен и учтив. В краю работяг и охотников это было в диковинку. В общем, привносить культуру в массы Шпиллеру пришлось по всем фронтам, а не только на музыкальной ниве.

С первых дней работы Шпиллер пытался не только создать оркестр, но и воспитать новое поколение ценителей музыки, приобщить людей к культуре. Стартовый сезон под руководством Шпиллера, как и все последующие, отличался повышенным вниманием к молодежи. Концерты-лекции для школьников и студентов проводились регулярно. Именно Шпиллер положил начало Норильским симфоническим сезонам в 1979 году совместно с Ленинградской государственной академической хоровой капеллой имени М. И. Глинки. Именно во времена Ивана Всеволодовича разрабатывались специальные студенческие программы. К нему на концерты ходили не только приобщаться к прекрасному, но и учиться.

Мэтр и метр

Многим кажется, что люди творческие витают в облаках и думают только о своем. Шпиллер был великолепным дирижером, но одновременно и настоящим организатором, хозяйственником. Он понимал, что для оркестра экстра-класса нужны не только музыканты, но и хорошие инструменты. «Парк» оркестра пополнялся концертными роялями «Стейнвей» и арфами.

Или вот еще пример – строительство БКЗ на Стрелке, где в Малом концертном зале разместилась штаб-квартира оркестра. Вместе с архитектором Арэгом Демирхановым Шпиллер лично обходил место будущего строительства. Мэтра не устроила слишком маленькая сцена – на ней бы даже и прошлый, усеченный состав оркестра не разместился, а тут придется посадить более ста человек.

Взяв в руки рулетку, Иван Всеволодович под присмотром Арэга Саркисовича стал прямо на земле рисовать новую сцену. Но как все исправить, ведь проект уже готов, все согласовано? Уже фундамент заложен и даже стены!

И тут родилось совместное решение заслуженного архитектора и заслуженного деятеля искусств: чтобы не расширять сцену в ущерб залу, нужно вынести подмостки на… улицу! К слову, так и появились со стороны Енисея колонны, без которых мы сегодня здание краевой филармонии и представить не можем.

Это был период расцвета. Но бывали в жизни оркестра и трудные времена. Старожилы помнят, как в 1996 году из-за острых финансовых проблем и распрей внутри самого коллектива мэтр был вынужден уехать. На целых три года оркестр осиротел. Сам Шпиллер все это время работал над наследием своего отца, священника. Одновременно занимался музыкой.

Чтобы вернуть мэтра, вновь пришлось задействовать «высшие силы». На этот раз предложение вернуться сделал губернатор края Александр Иванович Лебедь. Первый раз после трехлетнего перерыва маэстро встал за дирижерский пульт в Малом концертном зале в октябре 1999 года. Зал приветствовал дирижера несмолкаемыми аплодисментами.

Восстанавливать коллектив пришлось в течение целого сезона. Тут не только творческая работа, но и большие материальные затраты. Ведь знаменитых исполнителей просто так не заманишь в оркестр. Наконец-то состоялись откладываемые из-за прежних неурядиц гастроли в Петербург и Таллин.

Кстати, власти в тот период поддерживали коллектив и словом, и делом, и обязательным личным присутствием на концертах прославленного оркестра.

После возвращения в Красноярск Иван Шпиллер проработал в оркестре еще пять лет. В декабре 2003 года маэстро не стало. Его отпели в московском храме, где три десятка лет служил его отец, и похоронили рядом с родителями.

И пускай Шпиллер не был коренным сибиряком, красноярцем по рождению, но для нас он навсегда останется родным. Ведь это тот человек, который принес на берега Енисея настоящую музыку.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного