Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света – Европу и Азию, семь часовых поясов, 31 субъект РФ, 87 городов, шесть из которых миллионники (в том числе Красноярск), пересекает 16 крупных рек, огибает самое глубокое в мире озеро – Байкал. Если вытянуть Транссиб в одну линию, длина составит 73 процента диаметра Земли.
Ударными темпами
О необходимости создания Великого Сибирского пути стали говорить с середины XIX века: доставка грузов из одной части России в другую занимала несколько месяцев. А это не только тормозило развитие страны, но и создавало прямую опасность в случае войны – защищать свои границы при такой логистике было трудно.
В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России. Однако еще несколько десятилетий этот вопрос не решался, хотя проекты строительства разрабатывались с конца 1850-х годов.
И только 29 марта 1891 года Александр III подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
Официально строительство Транссиба началось 31 мая 1891 года, когда недалеко от Владивостока, в Куперовской пади, состоялась торжественная церемония закладки магистрали. Но к этому моменту уже шли работы по прокладке рельсов на участке Миасс – Челябинск.
Историческая часть магистрали Миасс – Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток строилась с 1891 года отдельными участками с двух сторон.
Великий Сибирский путь прокладывали ударными темпами, сдавая по 600 км дороги в год, хотя работы велись с использованием простейших инструментов и технологий в неблагоприятных природных условиях. Почти на всем протяжении трассу строили на малозаселенной, безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала мощные реки, озера, районы заболоченности и вечной мерзлоты. Приходилось пробивать километры тоннелей, перекидывать мосты через реки.
На Амурской железной дороге тоннели пробивали в вечной мерзлоте, на Кругобайкальской построили 41 тоннель и 19 виадуков над горными ущельями и глубокими оврагами.
Ряд сооружений на Транссибе для того времени были уникальными. К ним, например, относился железнодорожный мост через реку Енисей в Красноярске, получивший Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Это был крупнейший в Азии железнодорожный мост. Он действовал до 1999 года, разобрали исторический мост только в 2007 году.
Заселение Сибири
С начала строительства на Транссибе работали около 10 тысяч человек, затем численность достигала 89 тысяч. За годы возведения железной дороги в Сибирь переселились более 10 миллионов человек. Параллельно шли изыскательские работы, разведывались районы с полезными ископаемыми.
В рескрипте от 1916 года по случаю окончания 25-летнего строительства император Николай II отмечал, что наряду с подъемом благосостояния Сибири и заселением ее землепашцами «неоспоримо значение сооружения для укрепления военной мощи страны».
В 1901 году по Транссибу уже вовсю двигались поезда, которые тянули «пароходы». Именно так тогда называли паровозы.
Бурное развитие Красноярска
Именно с появлением железной дороги началось бурное развитие Красноярска. Благодаря Транссибирской магистрали город быстро превратился в промышленный, научный и административный центр.
В 1893 году было образовано управление постройки Средне-Сибирской железной дороги во главе с резиденцией в Томске. Утверждено направление трассы – от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск до Иркутска. 6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд, который торжественно встречал весь город – 26 тысяч жителей. Временное рабочее движение открылось на всем протяжении от Оби до Красноярска.
Красноярск в 1896–1898 годах стал исходным пунктом прокладки магистрали на восток, к Иркутску. В городе были открыты железнодорожные депо и главные железнодорожные мастерские с вагонным, сборочным, кузнечным, электромеханическим, токарным цехами. Это было самое крупное предприятие такого профиля в Сибири. К началу ХХ века здесь работали 1 200 человек.
С увеличением числа рабочих и служащих, живущих в Красноярске, расширялся город – пустыри около линии железной дороги заселялись, и появлялись новые городские районы: Николаевская и Алексеевская слободы.
Новые крупные промышленные населенные пункты возникали и при других станциях. Так, при станции Иланской во время постройки железной дороги в 1894–1895 годах был образован выселок Иланский. К 1906 году в нем было уже 465 домов, до 6 тысяч жителей, 35 торговых предприятий, в том числе четыре магазина и аптека.
Все для Победы
Во время Великой Отечественной войны Красноярская магистраль направила на прифронтовые дороги 56 паровозных бригад и 139 локомотивов – почти половину инвентарного парка.
И сегодня Красноярская железная дорога – главная транспортная линия, по которой идет 80 процентов производимой в регионе продукции и сырья. В 2024 году Красноярская железная дорога отмечает большой юбилей – 125-летие. Ее годом рождения считается 1899-й, когда был введен в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали от Красноярска до Иркутска и построен железнодорожный мост через Енисей.