Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире

Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фото: Олег Кузьмин, красноярские-архивы.рф

Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света – Европу и Азию, семь часовых поясов, 31 субъект РФ, 87 городов, шесть из которых миллионники (в том числе Красноярск), пересекает 16 крупных рек, огибает самое глубокое в мире озеро – Байкал. Если вытянуть Транссиб в одну линию, длина составит 73 процента диаметра Земли.

Ударными темпами

О необходимости создания Великого Сибирского пути стали говорить с середины XIX века: доставка грузов из одной части России в другую занимала несколько месяцев. А это не только тормозило развитие страны, но и создавало прямую опасность в случае войны – защищать свои границы при такой логистике было трудно.

В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России. Однако еще несколько десятилетий этот вопрос не решался, хотя проекты строительства разрабатывались с конца 1850-х годов.

И только 29 марта 1891 года Александр III подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

Официально строительство Транссиба началось 31 мая 1891 года, когда недалеко от Владивостока, в Куперовской пади, состоялась торжественная церемония закладки магистрали. Но к этому моменту уже шли работы по прокладке рельсов на участке Миасс – Челябинск.

Историческая часть магистрали Миасс – Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток строилась с 1891 года отдельными участками с двух сторон.

Великий Сибирский путь прокладывали ударными темпами, сдавая по 600 км дороги в год, хотя работы велись с использованием простейших инструментов и технологий в неблагоприятных природных условиях. Почти на всем протяжении трассу строили на малозаселенной, безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала мощные реки, озера, районы заболоченности и вечной мерзлоты. Приходилось пробивать километры тоннелей, перекидывать мосты через реки.

На Амурской железной дороге тоннели пробивали в вечной мерзлоте, на Кругобайкальской построили 41 тоннель и 19 виадуков над горными ущельями и глубокими оврагами.

Ряд сооружений на Транссибе для того времени были уникальными. К ним, например, относился железнодорожный мост через реку Енисей в Красноярске, получивший Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Это был крупнейший в Азии железнодорожный мост. Он действовал до 1999 года, разобрали исторический мост только в 2007 году.

Заселение Сибири

С начала строительства на Транссибе работали около 10 тысяч человек, затем численность достигала 89 тысяч. За годы возведения железной дороги в Сибирь переселились более 10 миллионов человек. Параллельно шли изыскательские работы, разведывались районы с полезными ископаемыми.

В рескрипте от 1916 года по случаю окончания 25-летнего строительства император Николай II отмечал, что наряду с подъемом благосостояния Сибири и заселением ее землепашцами «неоспоримо значение сооружения для укрепления военной мощи страны».

В 1901 году по Транссибу уже вовсю двигались поезда, которые тянули «пароходы». Именно так тогда называли паровозы.

Бурное развитие Красноярска

Именно с появлением железной дороги началось бурное развитие Красноярска. Благодаря Транссибирской магистрали город быстро превратился в промышленный, научный и административный центр.

В 1893 году было образовано управление постройки Средне-Сибирской железной дороги во главе с резиденцией в Томске. Утверждено направление трассы – от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск до Иркутска. 6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд, который торжественно встречал весь город – 26 тысяч жителей. Временное рабочее движение открылось на всем протяжении от Оби до Красноярска.

Красноярск в 1896–1898 годах стал исходным пунктом прокладки магистрали на восток, к Иркутску. В городе были открыты железнодорожные депо и главные железнодорожные мастерские с вагонным, сборочным, кузнечным, электромеханическим, токарным цехами. Это было самое крупное предприятие такого профиля в Сибири. К началу ХХ века здесь работали 1 200 человек.

С увеличением числа рабочих и служащих, живущих в Красноярске, расширялся город – пустыри около линии железной дороги заселялись, и появлялись новые городские районы: Николаевская и Алексеевская слободы.

Новые крупные промышленные населенные пункты возникали и при других станциях. Так, при станции Иланской во время постройки железной дороги в 1894–1895 годах был образован выселок Иланский. К 1906 году в нем было уже 465 домов, до 6 тысяч жителей, 35 торговых предприятий, в том числе четыре магазина и аптека.

Все для Победы

Во время Великой Отечественной войны Красноярская магистраль направила на прифронтовые дороги 56 паровозных бригад и 139 локомотивов – почти половину инвентарного парка.

И сегодня Красноярская железная дорога – главная транспортная линия, по которой идет 80 процентов производимой в регионе продукции и сырья. В 2024 году Красноярская железная дорога отмечает большой юбилей – 125-летие. Ее годом рождения считается 1899-й, когда был введен в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали от Красноярска до Иркутска и построен железнодорожный мост через Енисей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня