Трасса в будущее

Об этом обязательно напишут историки края через 80 лет

Трасса в будущее Об этом обязательно напишут историки края через 80 лет

Магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет» – один из тех мегапроектов, которые во многом определяют социально-экономические перспективы Красноярского края. Обозначая стратегию развития Сибири как приоритет всего ХХI века, президент России Владимир Путин имел в виду именно такие проекты.

Сплошной экстрим

газопроводО предназначении почти 700-километровой нефтемагистрали говорили много еще на стадии проектирования – доставка нефти с Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений в Эвенкии до головной станции трубопроводной системы ВСТО в Тайшете. Сегодня – о том, как идет строительство.

Мегапроект имеет и свои сложности. Северная часть трассы – а это 350 километров – проходит по местам, где практически полностью отсутствует инфраструктура – здесь нет автомобильных и железных дорог, а по реке Подкаменная Тунгуска очень проблемная навигация. Единственная транспортная артерия, которая связывает северные территории с поселком Богучаны, – зимник, действующий с декабря по март. Тем не менее благодаря уже немалому опыту ООО «ЦУП ВСТО» начиная с 17 декабря 2013 года, когда был сварен первый стык нефтепровода, уже сварено более 490 км, основные строительно-монтажные работы на подводных переходах через реки Ангара, Чуна и Бирюса завершены.

ООО «Центр управления проектом «ВСТО» не один год работает над объектами магистрального транспорта.

– Этот проект для нашей компании – не первый, – говорит заместитель генерального директора по строительству линейной части ООО «ЦУП ВСТО» Сергей Парфенов. – В нашем активе реализация проекта «ВСТО-1», расширение объемов транспортировки нефти до 50 млн тонн в год. Сейчас увеличиваем этот показатель до 58 млн тонн. Мы являемся техническим заказчиком по данному проекту, а генеральным проектировщиком является компания ОАО «Гипротрубопровод» (тоже одно из дочерних предприятий ОАО «АК «Транснефть»), которое не один год работает над объектами магистрального транспорта.

Во имя какой цели

Инвестором, а в будущем эксплуатирующей организацией нефтепровода является ООО «Транснефть-Восток». Сырьевую базу обеспечивают две компании, входящие в структуру «Роснефти», – «Славнефть-Красноярскнефтегаз» и «Восточно-Сибирская нефтяная компания». Максимальный объем сдачи приходится на 2020 и 2025 годы и будет составлять 15 млн тонн нефти в год, из которых 9 млн – с Куюмбинского месторождения, остальное – Юрубчено-Тохомского.

Но вернемся к строительству. Всего на трассе запланировано четыре нефтеперекачивающих станции, две из них будут оборудованы резервуарным парком. Из 695 километров трассы 506 приходятся на Красноярский край, 189 километров – на Иркутскую область. Магистраль пересекает 87 малых и четыре крупных реки – Ангару (в месте пересечения – 1 820 метров), Чуну и дважды – Бирюсу. Проектом предусмотрено строительство семи подводных переходов магистрального нефтепровода, четыре из которых оснащаются резервными нитками. Комплекс работ по основным ниткам подводных переходов через реки Ангара, Чуна и Бирюса уже завершен. Также на пути магистрали 3 железные и 21 автомобильные дороги.

– Этот проект многое изменит в жизни края. В глухую тайгу приходит современное производство, и преобразования, с ним связанные, распространятся далеко за рамки стройплощадок. Мы привыкли к тому, что современные предприятия появляются на севере края лишь в Норильском промышленном районе, – теперь все изменилось. Традиционные формы занятости населения здесь будут сочетаться с индустриализацией, – такую оценку нефтепроводу дал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, побывавший на сооружении ГНПС1, в восьми километрах от эвенкийского поселка Куюмба.

Реализация проекта принесет ощутимый социально-экономический эффект регионам. Уже сегодня задействовано 15 организаций из Красноярского края и Иркутской области, общая сумма заключенных договоров – 650 млн рублей.

По оценкам специалистов, потребность в кадрах для строительства составит 5 800 человек, 4 500 уже работают на проекте, 1 750 из них – это жители Красноярского края. На этапе эксплуатации понадобится создать примерно 1 400 рабочих мест, из которых 1 200 также приходятся на край. Строительные материалы будут использоваться тоже краевого производства. Высококвалифицированные кадры тоже будут в первую очередь искать в регионе (студенты института нефти и газа и в целом СФУ, возьмите на заметку).

газопроводОдин из главных аспектов – строительство вдольтрассовой дороги, которая позволит обеспечить круглогодичный доступ к объектам нефтепровода. Одних мостов на трассе построят девять штук. Эта дорога может стать настоящим прорывом для Эвенкии, где нет постоянных транспортных артерий. Содержание и ремонт дороги полностью берет на себя ОАО «АК «Транснефть». Пользование трассой оговаривается специальным положением.

Кроме того, вместе с нефтепроводом в крае появятся и новые инфраструктурные объекты, в поселках Октябрьский и Ангарский будут построены дома для работников, на маршруте трубопровода – объекты энергоснабжения и связи.

Как всякий промышленный проект, нефтепровод «Куюмба – Тайшет» – это большая экологическая ответственность. Для прокладки трассы вырубаются деревья, нарушается покров почвы там, где испокон веков пасли свои стада оленеводы. Руководство организации осознает огромную ответственность и делает все возможное, чтобы неукоснительно соблюдать безопасность окружающей среды. Строительство идет с использованием лучших экологически безопасных технологий, строго выполняются российские и международные стандарты в сфере охраны природы. Мониторинг окружающей среды осуществляется по каждому объекту строительства специализированной организацией под контролем ООО «ЦУП ВСТО».

Проектом предполагается проведение рекультивации нарушенных земель, а также предусматриваются мероприятия, направленные на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам. Для этих целей ООО «ЦУП ВСТО» планирует выращивать и выпускать пелядь в Енисей в количестве 4 млн штук. На территории Иркутской области в июле 2014 года в Братское водохранилище уже выпущена молодь сазана (41 333 штуки) и хариуса (584 444 штуки). Отдельный пункт – компенсации коренным малочисленным народам Севера. Так, уже подписаны соглашения о компенсации убытков семейно-родовым общинам «Мадра» и «Кунноир» на общую сумму более 86 млн рублей.

– Очень важно, что компания готова соблюдать все экологические требования, – отметил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. – Несмотря на то что у нас огромная территория, мы должны ответственно относиться к каждому дереву и речке. Важно, чтобы жители края понимали: да, «Транснефть» работает в наших лесах, но щадит их, а взамен она дает нам жилье, благоустройство и дороги. Эффект от работы предприятия должен ощутить не только я как губернатор, не только бюджет края, но и каждый житель тех районов, по которым проходит труба.

Мы часто и много слышим о неисчерпаемых богатствах земли сибирской. Они, конечно, и сейчас дают серьезную отдачу. Но увеличить ее могут только такие – крупные промышленные проекты.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности