Трасса в будущее

Об этом обязательно напишут историки края через 80 лет

Трасса в будущее Об этом обязательно напишут историки края через 80 лет

Магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет» – один из тех мегапроектов, которые во многом определяют социально-экономические перспективы Красноярского края. Обозначая стратегию развития Сибири как приоритет всего ХХI века, президент России Владимир Путин имел в виду именно такие проекты.

Сплошной экстрим

газопроводО предназначении почти 700-километровой нефтемагистрали говорили много еще на стадии проектирования – доставка нефти с Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений в Эвенкии до головной станции трубопроводной системы ВСТО в Тайшете. Сегодня – о том, как идет строительство.

Мегапроект имеет и свои сложности. Северная часть трассы – а это 350 километров – проходит по местам, где практически полностью отсутствует инфраструктура – здесь нет автомобильных и железных дорог, а по реке Подкаменная Тунгуска очень проблемная навигация. Единственная транспортная артерия, которая связывает северные территории с поселком Богучаны, – зимник, действующий с декабря по март. Тем не менее благодаря уже немалому опыту ООО «ЦУП ВСТО» начиная с 17 декабря 2013 года, когда был сварен первый стык нефтепровода, уже сварено более 490 км, основные строительно-монтажные работы на подводных переходах через реки Ангара, Чуна и Бирюса завершены.

ООО «Центр управления проектом «ВСТО» не один год работает над объектами магистрального транспорта.

– Этот проект для нашей компании – не первый, – говорит заместитель генерального директора по строительству линейной части ООО «ЦУП ВСТО» Сергей Парфенов. – В нашем активе реализация проекта «ВСТО-1», расширение объемов транспортировки нефти до 50 млн тонн в год. Сейчас увеличиваем этот показатель до 58 млн тонн. Мы являемся техническим заказчиком по данному проекту, а генеральным проектировщиком является компания ОАО «Гипротрубопровод» (тоже одно из дочерних предприятий ОАО «АК «Транснефть»), которое не один год работает над объектами магистрального транспорта.

Во имя какой цели

Инвестором, а в будущем эксплуатирующей организацией нефтепровода является ООО «Транснефть-Восток». Сырьевую базу обеспечивают две компании, входящие в структуру «Роснефти», – «Славнефть-Красноярскнефтегаз» и «Восточно-Сибирская нефтяная компания». Максимальный объем сдачи приходится на 2020 и 2025 годы и будет составлять 15 млн тонн нефти в год, из которых 9 млн – с Куюмбинского месторождения, остальное – Юрубчено-Тохомского.

Но вернемся к строительству. Всего на трассе запланировано четыре нефтеперекачивающих станции, две из них будут оборудованы резервуарным парком. Из 695 километров трассы 506 приходятся на Красноярский край, 189 километров – на Иркутскую область. Магистраль пересекает 87 малых и четыре крупных реки – Ангару (в месте пересечения – 1 820 метров), Чуну и дважды – Бирюсу. Проектом предусмотрено строительство семи подводных переходов магистрального нефтепровода, четыре из которых оснащаются резервными нитками. Комплекс работ по основным ниткам подводных переходов через реки Ангара, Чуна и Бирюса уже завершен. Также на пути магистрали 3 железные и 21 автомобильные дороги.

– Этот проект многое изменит в жизни края. В глухую тайгу приходит современное производство, и преобразования, с ним связанные, распространятся далеко за рамки стройплощадок. Мы привыкли к тому, что современные предприятия появляются на севере края лишь в Норильском промышленном районе, – теперь все изменилось. Традиционные формы занятости населения здесь будут сочетаться с индустриализацией, – такую оценку нефтепроводу дал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, побывавший на сооружении ГНПС1, в восьми километрах от эвенкийского поселка Куюмба.

Реализация проекта принесет ощутимый социально-экономический эффект регионам. Уже сегодня задействовано 15 организаций из Красноярского края и Иркутской области, общая сумма заключенных договоров – 650 млн рублей.

По оценкам специалистов, потребность в кадрах для строительства составит 5 800 человек, 4 500 уже работают на проекте, 1 750 из них – это жители Красноярского края. На этапе эксплуатации понадобится создать примерно 1 400 рабочих мест, из которых 1 200 также приходятся на край. Строительные материалы будут использоваться тоже краевого производства. Высококвалифицированные кадры тоже будут в первую очередь искать в регионе (студенты института нефти и газа и в целом СФУ, возьмите на заметку).

газопроводОдин из главных аспектов – строительство вдольтрассовой дороги, которая позволит обеспечить круглогодичный доступ к объектам нефтепровода. Одних мостов на трассе построят девять штук. Эта дорога может стать настоящим прорывом для Эвенкии, где нет постоянных транспортных артерий. Содержание и ремонт дороги полностью берет на себя ОАО «АК «Транснефть». Пользование трассой оговаривается специальным положением.

Кроме того, вместе с нефтепроводом в крае появятся и новые инфраструктурные объекты, в поселках Октябрьский и Ангарский будут построены дома для работников, на маршруте трубопровода – объекты энергоснабжения и связи.

Как всякий промышленный проект, нефтепровод «Куюмба – Тайшет» – это большая экологическая ответственность. Для прокладки трассы вырубаются деревья, нарушается покров почвы там, где испокон веков пасли свои стада оленеводы. Руководство организации осознает огромную ответственность и делает все возможное, чтобы неукоснительно соблюдать безопасность окружающей среды. Строительство идет с использованием лучших экологически безопасных технологий, строго выполняются российские и международные стандарты в сфере охраны природы. Мониторинг окружающей среды осуществляется по каждому объекту строительства специализированной организацией под контролем ООО «ЦУП ВСТО».

Проектом предполагается проведение рекультивации нарушенных земель, а также предусматриваются мероприятия, направленные на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам. Для этих целей ООО «ЦУП ВСТО» планирует выращивать и выпускать пелядь в Енисей в количестве 4 млн штук. На территории Иркутской области в июле 2014 года в Братское водохранилище уже выпущена молодь сазана (41 333 штуки) и хариуса (584 444 штуки). Отдельный пункт – компенсации коренным малочисленным народам Севера. Так, уже подписаны соглашения о компенсации убытков семейно-родовым общинам «Мадра» и «Кунноир» на общую сумму более 86 млн рублей.

– Очень важно, что компания готова соблюдать все экологические требования, – отметил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. – Несмотря на то что у нас огромная территория, мы должны ответственно относиться к каждому дереву и речке. Важно, чтобы жители края понимали: да, «Транснефть» работает в наших лесах, но щадит их, а взамен она дает нам жилье, благоустройство и дороги. Эффект от работы предприятия должен ощутить не только я как губернатор, не только бюджет края, но и каждый житель тех районов, по которым проходит труба.

Мы часто и много слышим о неисчерпаемых богатствах земли сибирской. Они, конечно, и сейчас дают серьезную отдачу. Но увеличить ее могут только такие – крупные промышленные проекты.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня