Марии Ивановне Шаповаловой 87 лет. Была у нее большая семья, но сестры и братья умерли, недавно покинул этот мир любимый супруг, прошедший с ней через всю жизнь. Остались дети и внуки, теперь даже правнуки появились, но ухаживать за бабушкой им некогда. У каждого своя работа, заботы, семья. А Марии Ивановне и в магазин сходить нужно за продуктами, и врача в поликлинике посетить, и дома прибраться. Но делать все это самостоятельно уже тяжело. Хорошо, появилась помощница: соцработник Оля.
И помыть, и покормить
Сегодня визит Ольги Волковой к Марии Ивановне внеплановый. У своей подопечной она была вчера: дома прибралась, за молоком и хлебом сходила, таблетки принесла. Мария Ивановна готовится к своему дню рождения – 87-му. Вроде и не волнуется, а сердце пускается вскачь. Ольга достала компактный тонометр, давление измерила, посоветовала, какую таблетку выпить.
– Уже два года к Марии Ивановне хожу, – улыбается девушка. – На обслуживание брала семейную пару Шаповаловых, но Илья Иванович быстро слег.
За лежачим человеком ухаживать сложно. Соцработнице помогал внук Шаповаловых – приходил, чтобы помыть дедушку, белье поменять. А потом Мария Ивановна осталась одна. Ноги болят, на улицу выходить сложно. Соцработница для нее – первая помощница.
– Все, что захочешь, сделает, – улыбается Мария Ивановна. – Только живи! Сегодня вот Марина продукты привезет.
Марина – это еще один социальный работник центра социального обслуживания Железнодорожного района Красноярска. Она централизованно закупает продукты по заявкам одиноких пенсионеров и разводит их по квартирам. Это новшество недавно введено в ЦСО, раньше все заботы о пожилом человеке лежали на одной соцработнице. Она и убиралась в квартире, и за продуктами ходила. Но у каждой «няни» на обслуживании не один человек, несколько. Задержалась с одной бабушкой в поликлинике, другая уже нервничает – обедать пора, а хлеба-молока нет.
– Потому и разделили виды деятельности, – поясняет заместитель директора ЦСО Железнодорожного района Алла Козлова. – Если один соцработник возьмет на себя доставку продуктов, это более рационально, экономно по времени выйдет. Другой сотрудник спокойно будет выполнять свои обязанности.
И то верно. У Ольги Волковой, например, на обслуживании девять пенсионеров «своих», да еще почти столько же прибавляется во время отпусков коллег.
– Сейчас 17 человек веду, – говорит девушка. – Вот от Марии Ивановны к другой бабушке пойду – на улицу 8 Марта. Она заказала мне булочку хлеба купить по пути, может, попросит причесать ее, помыть.
Они ждут
В новом законе о социальном обслуживании пожилых, который появился в 2015 году, все услуги разделены на несколько категорий: социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые и даже коммуникативные. У одиноко проживающих людей самые востребованные, конечно, бытовые (уборку сделать, за коммунальные услуги заплатить, продукты купить, еду приготовить). Но в последнее время все чаще просят пожилые люди погулять с ними. Многие из-за плохого состояния здоровья не могут самостоятельно выйти из подъезда и дойти до лавочки.
На втором месте – медицинские (давление измерить, лекарства купить). Каждый соцработник, прежде чем приступить к работе, обязательно проходит курсы оказания доврачебной помощи, а затем периодически повышает свою квалификацию. Эти знания могут пригодиться специалисту в любой момент.
Ну и, конечно, коммуникативные. Когда человеку не с кем поговорить – это хуже любого заболевания.
Ольга Волкова говорит: знает истории семей всех своих подопечных. Живое общение очень важно для соцработницы.
– Бабушки и дедушки уже как родные мне стали, – говорит девушка. – Да и они ко мне привыкают. В отпуск уходишь, а они скучают, ждут.