Депутаты обсудили отчет Счетной палаты края о результатах проверки эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010–2012 годы». Вел заседание заместитель председателя Законодательного собрания Алексей Клешко.
Объектами проверки, охватившей 2010 год и 9 месяцев 2011 года, стали четыре краевых министерства: здравоохранения; образования и науки; сельского хозяйства и продовольственной политики; спорта, туризма и молодежной политики, а также агентство печати и массовых коммуникаций края и несколько краевых учреждений здравоохранения, спорта, культуры и т. д. Кроме того, в отчете использовались материалы проверки контрольно-счетных органов 12 муниципальных образований края. Столь обширный ведомственный и территориальный охват контрольной проверкой выполнения важнейшей социальной краевой программы, а также полученные результаты вызвали у краевых депутатов большой интерес и серьезную озабоченность.
Дело в том, что выводы Счетной палаты по результатам проведенной проверки оказались неутешительными. Несмотря на целевое назначение бюджетных средств, которые с 2007 года в солидных объемах (на 2010–2012 годы – 86,5 млн рублей) направляются на устранение причин и условий, способствующих распространению наркомании, пьянства и алкоголизма, «в Красноярском крае по-прежнему отмечается неблагоприятная наркологическая ситуация».
Число зарегистрированных потребителей алкоголя в 2010 году составило более 38 тысяч человек, потребителей наркотических средств – более 10 тысяч. Уровень алкоголизма среди населения края характеризуется как стабильно высокий. Показатель общей заболеваемости наркоманией в крае выше общероссийского уровня на 11,4 %, первичной наркологической заболеваемости – на 21,9 %. Сохраняется высокий уровень первичной и общей наркологической заболеваемости несовершеннолетних, за 2010 год зарегистрировано более 3 000 несовершеннолетних с наркологической патологией. Общая смертность людей от алкогольных причин в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 4,7 %.
Существенным недостатком, влияющим на реализацию мероприятий и снижающим эффективность использования бюджетных средств, Счетная палата отмечает «неритмичное и позднее финансирование и, соответственно, позднее заключение государственных контрактов на оказание услуг, производство работ, закупку оборудования и лекарств». За проверяемый период не востребовано около 1,3 млн рублей, возвращено в краевой бюджет 8,3 млн рублей. Низкое освоение средств (от 48,7 до 63,6 %) отмечается по всем главным распорядителям программных средств, за исключением минсельхоза, министерства образования и ГУ МВД. В результате затраты краевого бюджета не обеспечивают достижения программных целей.
В ходе обсуждения отчета Счетной палаты выявились вопиющие факты неэффективного расходования средств. По завышенным ценам закупались дорогостоящие приборы (хроматографы), которые потом совершенно не использовались по причине отсутствия специалистов. Изготавливались низкопробные баннеры и видеоролики, которые нельзя признать полезными. Бесконтрольно расходовались финансовые средства на бесполезные мероприятия при отсутствии органов, призванных координировать и контролировать работу различных ведомственных учреждений.
Подводя итоги обсуждения, Алексей Клешко сказал, что мероприятия по реализации долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» признать эффективными нельзя. А материалы проверки Счетной палаты следует направить в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер к лицам и органам, допустившим неэффективное расходование бюджетных средств.
Алексей Клешко призвал коллег обратиться к губернатору края с предложением проанализировать на примере данной программы практику реализации других целевых программ, а при обсуждении проектов будущих программ выносить их на широкое общественное обсуждение. Депутаты поддержали эту инициативу.
Невидимый постовой
Краевой полиции приобретут дополнительное оборудование
Проблемы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на территории края обсуждались на выездном заседании комитета по вопросам законности и защите прав граждан. Открывая заседание, председатель комитета Юрий Швыткин подчеркнул, что к этой теме депутаты обратились по поручению спикера краевого парламента. Такую задачу своим коллегам Александр Усс поставил во время проведения мартовской сессии Законодательного собрания, на которой с отчетом о работе Главного управления МВД по Красноярскому краю выступил его начальник Вадим Антонов.
Главным докладчиком стал и. о. начальника штаба ГУ МВД России по Красноярскому краю Константин Пастухов. Он обозначил основные проблемы, которые требуется решить для более эффективной работы органов полиции. Одна из них – удаленность от новостроек участковых пунктов полиции:
– Для примера: на весь микрорайон Северный, где насчитывается более 165 многоквартирных домов и около 68 тысяч человек, работает только один участковый пункт полиции, который расположен в значительном удалении от большинства проживающего населения, – сообщил Пастухов.
Обсуждались и вопросы технического оснащения органов МВД. Как сообщил Константин Пастухов, для более эффективной работы в горно-лесистой местности необходимо приобретение пяти систем спутниковой навигации. Среди проблем – оперативность выездов в труднодоступные поселки, к примеру, в Богучанском районе. Сюда к месту происшествия сотрудники полиции могут попасть только попутным почтовым вертолетом, что сказывается на оперативности в раскрытии преступлений. Для решения этой проблемы предлагается приобрести катер на воздушной подушке «МАРС-700» и гусеничный вездеход «Тайга». Стоимость первой машины – около 3,5 млн, второй – 7 млн рублей.
Розыск пропавших без вести, потерявшихся в лесу граждан, в том числе детей, полиции облегчил бы специальный прибор – тепловизор. Ничего подобного на вооружении сотрудников МВД в крае сейчас нет. Стоимость прибора – 800 тысяч рублей.
Бурное обсуждение вызвал вопрос о приобретении девяти комплектов видеонаблюдения. Каждый такой комплект состоит из сервера для хранения информации и 16 камер. В текущем году на средства федерального бюджета две трети всех ОВД будут оснащены таким оборудованием. Девять отделов остались неохваченными. На их оборудование потребуется более 7,5 млн рублей.
Эта сумма вызвала у депутатов вопросы.
– У меня несколько предприятий, на каждом из которых стоят такие системы видеонаблюдения, но я нигде не видел такой цены, – сообщил Роман Гольдман. Депутат Николай Креминский вообще засомневался в эффективности расходования средств на слежку за сотрудниками МВД.
Коллегам возразила Марина Добровольская:
– Каждый второй преступник может сказать, что показания выбиты силой. Когда человек дает первые показания, они должны обязательно быть зафиксированы. Это приведет к неотвратимости наказания для преступника и предотвратит попытку надевания полиэтиленовых мешков на голову.
Закон о полиции не исключает возможности обеспечения органов внутренних дел из бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако прямое финансирование не допускается. Помощь из краевого бюджета может быть оказана только в виде передачи материальных ценностей на баланс полиции.
– В этом смысле есть некоторые проблемы в правовом регулировании вопроса. Необходимо принятие дополнительного краевого закона. Сейчас губернатор внес на рассмотрение Законодательного собрания законопроект, который регламентирует финансирование органов внутренних дел из краевого бюджета. Мы живем в Красноярском крае. Сотрудники полиции обеспечивают нашу безопасность. Мы должны оказать им всяческую поддержку, – считает председатель комитета Юрий Швыткин.