Медиафестивали, как марксизм, имеют три составляющие, ни одну из которых нельзя вычеркнуть или представить отдельно от двух других: конкурс, деловая программа и личное общение.
Не сомневаюсь, что это касается всех форумов, но только в журналистике даже самая простая экскурсия обязательно станет темой для очередного материала или отправной точкой для креативного проекта, а то и принесет автору новую победу в конкурсе.
Минутка славы
Конкурсы журналистов – это не ярмарка тщеславия. Конечно, каждому хочется стать лучшим, одержать победу – подтвердить свой профессионализм и в чужих, и в собственных глазах. Ну и (совсем чуть-чуть) потешить свое самолюбие.
Но все это – лишь краем. Главное в конкурсе – идеи, которые рождаются после знакомства с лучшими материалами и проектами коллег, сайтами, подачей контента в соцсетях.
С такими, как пронзительный материал «Хлеба блокадного помню я вкус» Оксаны Власовой («Енисейская правда», г. Енисейск) или цикл материалов о войне красноярского информационного агентства «1-LINE» – победителей в номинации «Дети одной Победы».
Кстати (не могу удержаться), журналисты НКК тоже награждены на фестивале – Елена Лалетина и редакция сайта GNKK.RU.
Ориентиры – творческие и не очень
Деловая программа продолжает тему творческих ориентиров. Она всегда насыщена экскурсиями и встречами с авторитетными представителями телевидения, печати, электронных СМИ.
Такой она получилась и на «Спасе-2020».
Пленарная часть, посвященная роли СМИ в освещении традиционных ценностей, запомнилась рассказом основателя телеканала «Царь-град» Константина Малофеева о его встрече с американскими коллегами.
Там тоже речь зашла о ценностях. Американские журналисты рассказали, что их поразили последние исследования медийного пространства: оказывается, 80 % журналистов придерживаются либеральных взглядов, а 80 % аудитории – консервативных.
Малофеев утверждает, что в России соотношение сходное. И если СМИ хотят «попасть» в интересы аудитории, они должны считаться с ее взглядами, а не навязывать свои.
Разговор о ценностях естественным образом продолжился на творческой встрече с основателем «Царь-града». Для своих сотрудников он установил только три запретные темы: Путин, патриарх Кирилл и собственно сам основатель канала.
Путин – потому что это глава государства, его критика работает против страны.
Патриарх Кирилл – потому что православие – духовная и нравственная основа страны и государства.
Константин Малофеев – потому что нельзя позволять кусать руку того, кто тебя кормит.
В отношении всех других представителей власти журналисты «Царь-града» могут себя не сдерживать, чем и пользуются.
Эта позиция может вызывать желание поспорить и даже раздражать, но она предельно честная.
Патриот России
Удивительной оказалась встреча с цесаревичем Георгием Романовым. Как бы странно этот титул сейчас для нас ни звучал, но он наименее пафосный и самый короткий из тех, какими именуют этого представителя рода Романовых.
Гость совсем немного рассказал о своем отношении к России и еще меньше – о впечатлениях от Красноярска. Город, посетовал он, фактически видел только из окна автомобиля. И признался, что чувствует ответственность за все происходящее в России.
Для справки
Георгий Михайлович Романов – потомок российского императора Александра II, германского императора Вильгельма II и английской королевы Виктории. Родился и жил в Испании, несколько лет назад переехал в Москву. Возглавляет всероссийскую благотворительную организацию «Фонд продовольствия «Русь», которая помогает нуждающимся продуктами.
Как профессионал профессионалу
Общаясь за условной чашечкой кофе, журналисты успевают обсудить и проблемы госсигнала, и отношения с властями и органами, и масштаб ковидных бедствий, и сплетни, и даже новые анекдоты. Но практически во всех этих разговорах с приезжими журналистами присутствует не всегда сформулированный напрямую вопрос: а как у вас?
Конечно, сейчас, в эпоху интернета, можно открыть любую местную газету или паблик в соцсети и углубиться в жизнь соседнего региона.
Но только в личном общении с журналистами можно ее, эту жизнь, понять буквально за полчаса.
Узнать, как население борется против угольных разрезов и – надо же! – иногда побеждает. Какими методами бизнесмены соперничают за те же разрезы и – надо же! – иногда выживают. Как относится местное население к ушедшему главе региона и к новому.
Все это знание будет сдобрено большим количеством фактов (спасибо новокузнецким журналистам Екатерине Юргановой и Инне Степанищевой), не все из которых можно публиковать, так как нет документальных подтверждений – а без верификации мы сегодня никуда.
А еще можно понять, что у всех редакций абсолютно схожие проблемы: нехватка людей, денег, транспорта, холодные батареи и хакерские атаки. И вздохнуть с облегчением: у нас все как у людей.
Для справки
Всего на конкурс «Спас на Енисее – 2020» поступило 484 работы. Заявки прислали журналисты Красноярского края, Кемеровской, Омской, Томской, Иркутской областей, Республики Хакасия.
Фото Юрия Глебова и Светланы Хорошиловой