Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина открыл новую сцену в новом здании премьерой спектакля «Маленькие трагедии». Блестящая постановка восхитила даже видавших виды театралов. Спектакль стал, на мой взгляд, культурной бомбой 2023 года.
Наслаждение искусством
Этого важного события ждали и зрители, и коллектив театра. Два здания, в одном из которых и находится новая сцена-трансформер, построены и сданы в этом году благодаря нацпроекту «Культура».
На новой площадке, которая называется «Пушка+», все необычно и неожиданно. С виду просто зал, сразу и не скажешь, что это театр. Он может вместить 116 зрителей. Но в нем нет классической сцены с занавесом и кулисами, нет рядов кресел, привинченных к полу. Хотя, как объяснили в театре, все это, если понадобится, можно быстро смонтировать и расположить как угодно. Потому новая сцена и называется трансформером, что легко преображается под любые задачи в зависимости от жанра постановки и режиссерского замысла. Например, скоро здесь покажут спектакль, где зрители будут сидеть на возвышении, а «сцена» окажется внизу. Разумеется, помещение оборудовано современной театральной механизацией, электроникой, световыми приборами.
Для «Маленьких трагедий» выбрали интересное решение: актеры играют на площадке в центре зала, а вокруг нее расположились десятка два столиков. Обычных столиков, как в кафешке, за которыми и сидит публика. Ведь еще одно «амплуа» новой сцены – арт-кафе. На столики было подано шампанское, а вообще здесь, говорят, можно будет и закусить «по ходу пьесы». Что меня, старого консерватора, поначалу смутило – разве за этим идут в храм искусства? Но когда актеры вышли на площадку и начали работать, я забыл и о шампанском, и о том, что сижу за столиком, как в кафе, и о прочих зыбких условностях.
Мы, зрители, оказались в самой гуще великолепного действа, были вовлечены в него с головой. Внимали и сопереживали, смеялись и задумывались. Словом, наслаждались искусством.
Пушкинские «Маленькие трагедии» – это четыре одноактные пьесы в стихах. Их действие происходит в Европе в стародавние времена. Режиссер Олег Рыбкин соединил в спектакле три из них – «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». Причем у него одна пушкинская история так плавно и гармонично перетекает в другую, что я, например, даже не замечал этих переходов и не сразу понимал, что уже кончились «Сцены из Фауста» и начался «Каменный гость». Тем более что артисты на площадке не менялись: многие из них играли в спектакле сразу несколько ролей. Да, кроме «Маленьких трагедий» в спектакле был еще знаменитый диалог Фауста и Мефистофеля, с него и начался спектакль. Помните?
– Мне скучно, бес.
– Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел…
На сцене кипели человеческие страсти. Герои жаждали счастья и вселенской справедливости. Тяжко ворочались грехи, бушевала любовь, коварно жалила измена, задыхалась зависть, гений и злодейство корчились в когнитивном диссонансе. И где-то робко, под монашескими капюшонами, пряталась добродетель. Ничего не попишешь, таков авторский материал – не помню я в «Маленьких трагедиях» явной добродетели. Разве что бедный Моцарт… Да и Сальери жалко. Недооцененный талант опасен. Кстати, второй не травил первого. Это Пушкину надо было для пьесы.
Про «Пир во время чумы» и говорить нечего. Такая актуалочка, что не приведи господь. Как будто телевизор смотришь. Александр Сергеевич, откуда вы все знали?
Режиссерские жемчужины
Тот редкий случай, когда в спектакле понравилось все. Игра актеров, неожиданные мизансцены, световые решения, прекрасные костюмы… Близость эта, физическая близость актеров и зрителей – восхитила. Когда ты видишь перед собой пылающие глаза героини и слышишь каждый ее вздох. И множество режиссерских находок, которые рассыпаны по всему спектаклю как жемчужины. Чего стоит один только бутафорский рояль. Он стоит посреди площадки и выступает чем-то вроде сцены. Действие вертится и вокруг него, и на нем. На рояле танцуют, предаются страстям, грозный Командор стоит на нем как на постаменте. Крепкий рояль, надежный. Говорят, бутафоры хорошо постарались, делая его. А в конце он превращается… в аквариум! И по голубой светящейся воде плывет маленький парусник. Очень трогательная сцена.
А тонкий полупрозрачный занавес, за которым происходит действие «Пира во время чумы»?! Мистика! Он окружает актеров, и они двигаются будто в пелене, в тумане. В сочетании со светом и музыкой это создает совершенно потусторонний эффект.
А сцена проезда чумной колесницы?! Темнота, грохот, вспышки, огромное черное покрывало волнами накрывает сцену… Страшно.
Мгновенные преображения актеров замечательны. Вот только что Георгий Дмитриев, играющий в спектакле пять ролей, был грозным Командором, а вот он уже Моцарт. Да какой! Надо заметить, что Дмитриев – большой актер во всех смыслах. Человек баскетбольного роста, глыба. А Моцарт в его исполнении получился просто душка. Представляете себе Моцарта-великана? В клоунском парике, нервного, быстрого, смешного. Он дурачится и раскачивается на качелях. Совершенно комический получился персонаж. И это в «трагедии». Неожиданно.
Анатолий Малыхин в образах Мефистофеля и Сальери правдив, язвителен и беспощаден как судьба.
Женские образы прекрасны. Обворожительные, соблазнительные, страстные героини получились у Анастасии Медведевой и Ольги Белобровой. Их Лаура, донна Анна и Луиза покорили публику.
С удовольствием отмечу, что в спектакле очень много музыки – и живой, и в записи. Он ею наполнен. Большую работу сделала музыкальный руководитель театра Екатерина Берестова. В постановке звучит не только Моцарт, но и песни, музыку к которым написала она сама. Даже обработала мелодии испанской эстрады прошлого века. Прямо не трагедии получились, а мюзикл.
Полтора часа пролетели как миг.
В нашей «Пушке» умеют ставить спектакли на столичном уровне. И мы в этом еще не раз убедимся. Сейчас у театра есть для этого все возможности. Большая «академическая» сцена – для крупных, классических театральных форм. Малая, где можно ставить камерные спектакли. Есть даже площадка на крыше! И новая «Пушка+» – пространство для самых смелых театральных экспериментов. На ней будет еще много интересного: увидим и комедии, и литературно-музыкальные композиции, и творческие встречи, и поэтические вечера. А может, и мюзикл в чистом виде. Ведь современный театр – это не застывший монумент. Он все время в поиске. Живет, дышит и развивается. Что и продемонстрировал коллектив Красноярского драмтеатра очередной премьерой.