Тропой кочевника

Места, где хранят вековые традиции

Тропой кочевника Места, где хранят вековые традиции

Сибирь многонациональна. Живущие здесь люди отличаются своим гостеприимством. Чтобы погрузиться в культуру народа и почувствовать дух его традиций, достаточно зайти в гости. При этом необязательно ехать за тысячи километров. Например, этническое подворье «Таймырский аргиш» и настоящую хакасскую юрту можно найти даже в Красноярске: хранители национальных обычаев часто приезжают на массовые праздники. Благо у кочевников – где остановился, там и дом. Корреспондент «НКК» побывал в таймырском чуме и хакасской юрте.

Унты на кочке

Таймырский чум возводят из шестов и оленьих шкур. Внутри в летнюю жару прохладно, а сидеть на шкуре оленя так приятно, что не хочется уходить. Особенно когда стол полон северных лакомств из рыбы. Хозяйка здесь – методист по эвенкийской культуре, носитель языка и знаток фольклора Татьяна Болина – работает в Таймырском Доме народного творчества. Она собирает для архива богатейшие материалы по традиционной культуре ненцев, эвенков и других этносов. Татьяна рассказывает:

– Моя задача как хозяйки чума – накормить гостя, усадить на шкуру и развлекать. По нашим традициям путник может оставаться столько, сколько захочет.

Обычно никто и не торопится уходить! Я вам сейчас загадки загадаю.

Мудреными они показались сначала. Но с каждой загадкой начинаешь мыслить как таймырский охотник, оленевод и находить ответы.

Татьяна составила целый сборник загадок, запретов и наставлений «Старые эвенки говорят».

Название таймырского подворья «Аргиш» глубоко символично. Чаще его переводят как «обоз», но это еще и сборы в дорогу, пастбище, путешествие, долгое кочевье по тундре. Аргиш – целая философия и жизненный путь северного человека, часть его миропонимания и социального порядка.

Незаменимый талган

Хакасская юрта – такой же магнит для гостей, как и чум. В нее тянутся люди за особой атмосферой, где переплетены знания о народной культуре, родной земле, здоровье. Говорят, что гармония этого триединства может сделать человека счастливым. Хозяйка юрты Ефросинья Сагалакова – общественник, педагог, шаманка и на все руки мастер. Ее жизнь посвящена делу возрождения языка и народных ремесел. Ефросинья Ефимовна рассказывает и детям, и взрослым о традиционной хакасской культуре. Она ведет кружок по войлоковалянию – культовому ремеслу кочевых народов. Для тувинцев и хакасов войлочное искусство – основа жизненных навыков. Войлок – это и юрта, и обувь, и одежда, и постель.

На время приема большого числа гостей юрта превратилась в чайную. Большой стол занял весь центр жилища. Хозяйка заваривает травы и достает угощения. Кстати, поверье хакасов гласит: нос чайника никогда нельзя поворачивать в сторону выхода. Чайник должен смотреть внутрь дома.

Самым вкусным из разнотравья показался хан-чай – фирменный напиток азиатов. Плиточный чай – основу заварки хан-чая – завозили в Хакасию из Китая. И называли китайским. Его неповторимый вкус – заслуга молока и обязательно ложки топленого масла, которое добавляют в финале готовки. Густой, наваристый, как бульон, нежирный, но питательный хан-чай – универсальный энергетик для уставшего пастуха (или голодного туриста).

Но главный секрет кочевой кухни хранится в простом холщовом мешке. Это талган – мука из пережаренных зерен пшеницы или ячменя. Возможно, русские слова «толокно», «толку» являются заимствованием из тюркского, в котором схожие по звучанию слова обозначают «измельчать, крошить». Запасы талгана в юрте всегда пополнялись. Ведь на его основе можно делать кашу, супы, котлеты, квас, кисели, молочные коктейли, которые приобретают аппетитные нотки жареного зерна. А еще из талгана формуют конфеты не хуже трюфелей.

Десерт – самый популярный способ использования талгана. Лакомство готовится по будням и праздникам, и как можно больше, чтобы хватило всем. Рецепт очень прост: понадобится одна пачка сливочного масла, мед, сахар или варенье, молотая черемуха, талган. Смешать ингредиенты до однородной массы, скатать конфеты (можно использовать любую форму) и поместить в холодильник на час-полтора. Конфеты затвердеют, их удобно есть руками. Черемуха дает аромат и шоколадный цвет, а масло и талган – нежный сливочно-кофейный вкус. Подавать обязательно с чаем.

Вообще, более двадцати видов растений используют хакасы для заварки чая. Они заготавливают чагу, листья брусники, бадан, шиповник, белоголовник, душицу, чабрец. Чаепитие в юрте – не просто обряд гостеприимства традиционной семьи, а важный момент воспитания личности.

Густой, наваристый, как бульон, нежирный, но питательный хан-чай – универсальный энергетик для уставшего пастуха (или голодного туриста)

Эвенкийские загадки

– Сидят на кочке два стоптанных унта (уши человека).

– Красную лису в норе привязали, и она никак убежать не может (язык).

– Вокруг озера девушки танцуют (ресницы).

– Всю жизнь его кормят, а он не наедается (огонь).

– Бежит мышонок, а за ним кишки тянутся (иголка с ниткой).

– Между двух озер – гора (нос).

– Золотой маут натянут, а никто за него зацепиться не может (солнечный луч).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности