Труд во имя жизни

Сибирь кормила и одевала армию

Труд во имя жизни Сибирь кормила и одевала армию

В начале войны житницы Советского Союза были захвачены врагом, а Красную Армию нужно было кормить. Производство сельскохозяйственной продукции взяла на себя Сибирь. В районах Красноярского края развернулось соревнование сельхозпередовиков: пахари старались выполнить за смену три, а то и пять норм.

Трактористами стали женщины

В первые военные месяцы поля опустели: на фронт забрали главных работников – мужчин, а также технику и лошадей. Молодежь мобилизовали на оборонные предприятия. Не хватало трактористов, комбайнеров и других специалистов. Вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин, стариков и детей.

В этих условиях руководство края и районов делало все возможное, чтобы обеспечить уборку и сдачу хлеба. Не случайно на страницах газет агропромышленная тема была основной. В июле 1941 года крайисполком обязал местные органы власти привлечь к проведению сельскохозяйственных работ все трудоспособное население, включая домохозяек и школьников.

В таких чрезвычайных условиях своевременно убрать урожай 1941-го и подготовить землю под посевы следующего года не удалось. Началось сокращение возделываемых площадей, уменьшилось поголовье скота, резко снизилась урожайность.

Для исправления ситуации решили усилить подготовку механизаторских кадров. На 4-месячных курсах при МТС и совхозах учили трактористов, комбайнеров. 80 процентов всех обучающихся составляли женщины. В течение зимы 1941–1942 годов было подготовлено 17 183 тракториста, 2 883 комбайнера, 1 515 шоферов.

Бюро крайкома партии и исполком крайсовета в своих постановлениях от 17 октября 1941 года и 23 января 1942 года утвердили план подготовки механизаторских кадров – более 18 тысяч человек. Кадры для сельского хозяйства края интенсивно готовили до конца войны.

Кроме механизаторов, учили председателей колхозов, счетоводов, бригадиров полеводческих бригад, заведующих животноводческими фермами, овощеводов, пчеловодов, ветработников. Они получали знания в районных колхозных школах и сельскохозяйственных техникумах. Только председателей колхозов за время войны было подготовлено более 1 500 человек.

Выручали личные огороды

Курсы трактористов, Краснотуранский район, 1942 год

За штурвалы тракторов и комбайнов сели женщины и подростки.

Абанская районная газета «Красное знамя» 8 марта 1942 года писала:

Женщины осваивают технику моторов. Так, в нашем районе имеется 105 трактористок, и 107 человек готовятся стать трактористками, а также осваивают работу комбайнов и других сельскохозяйственных машин.

На сезонные сельскохозяйственные работы командировали горожан. Весной 1942 года крайком ВКП(б) в 30 районах края провел ревизию трудоспособного нигде не работающего населения и выявил более 12 тысяч человек, которые могут быть мобилизованы на посевные работы. Еще более шести тысяч служащих отправили на село из различных учреждений.

Также в 1942 году на сезонные сельскохозяйственные работы из города было направлено 426 комбайнеров, трактористов, штурвальщиков, 20 ремонтных бригад. Комсомольская организация Красноярска послала на работу в деревни края 50 молотильных и транспортных звеньев численностью 580 человек.

Предприятия и учреждения шефствовали над МТС, совхозами и колхозами края. Рабочие заводов Красноярска ремонтировали технику, осваивали сельскохозяйственные машины, участвовали в сенокосе, прополке овощей. С их помощью в 1941 году сельское хозяйство края смогло сдать государству 40 миллионов пудов зерна.

Для увеличения количества сельхозпродукции начали высаживать более продуктивные виды овощей. Так, в 1942 году в крае впервые было посеяно около 5 тысяч гектаров сахарной свеклы. Расширялись и посадки картофеля. При этом из-за нехватки посадочного материала массово применялась заготовка и посадка верхушек клубней картофеля. В колхозах велась приемка картофельных верхушек с личных подворий.

Большое значение для обеспечения жителей края продовольствием имели огороды горожан и подсобные хозяйства предприятий и учреждений.

Руководство заводов всеми силами поддерживало развитие огородничества. Например, работники комбайнового завода обрабатывали 54,5 гектара земли. Предприятие помогало огородникам пахать землю и выдало больше 40 тонн картофеля на семена.

В 1943 году с личных огородов было собрано в среднем по 107 килограммов овощей на человека.

У всех промышленных предприятий Красноярска были подсобные хозяйства. У ПВРЗ насчитывалось более 200 гектаров земли, имелась молочная ферма, 400 гектаров сенокосных угодий. Совхоз «Удачный» в апреле 1942 года для улучшения питания рабочих был передан заводу «Красный Профинтерн», который, кроме того, имел сельскохозяйственные площади в Балае и на реке Мане. В 1943 году в крае насчитывалось 194 подсобных хозяйства предприятий и учреждений.

Урожай шел в столовые предприятий, госпиталей, детских учреждений, вузов. Ударники труда, стахановцы, рабочие горячих цехов получали дополнительные продукты питания. Осенью жители города в окрестных лесах собирали ягоды, кедровые орехи, из которых на хлебозаводе № 2 делали карамель.

На Красноярской макаронной фабрике сушили овощи – морковь, свеклу, картофель, помидоры. И отправляли их на фронт.

Нагорновское движение

Валентин Нагорный

А в районах края развернулись разного вида соревнований. Самым известным из них стало нагорновское движение, названное так по фамилии его инициатора.

Пахарь Валентин Нагорный из артели «Красный партизан» Краснотуранского района 16 апреля 1942 года на сменных лошадях выполнил пять дневных норм. О том, как это происходило, рассказывал секретарь Краснотуранского райкома ВКП(б) Федор Старченко:

Сельхозартель «Красный партизан» Листвяговского сельсовета первой в районе подготовилась к севу. Молодой, энергичный парень Валентин Нагорный обещал, что он готов вспахать за день однолемешным плугом 4 гектара. Пахарю нужно было создать соответствующие условия труда. Прежде всего необходимо было отлично отремонтировать плуг, отрегулировать его, иметь к нему запасной лемех и разные другие мелкие детали. Нужно было также закрепить за пахарем четыре лошади на один плуг, чтобы работать на сменных. Требовалось также, чтобы участок для пахоты был отведен заблаговременно, чтобы все было заранее отмерено и расставлены вешки. Загоны должны быть не менее километра в длину. Учетчик должен 2–3 раза в день вести замер выработки и сообщать пахарю, сколько он сделал до завтрака, сколько он сделал до обеда и сколько ему остается сделать до конца рабочего дня.

Артель организовала доставку завтрака, обеда и ужина непосредственно в борозду. Решили, что пока пахарь будет перекусывать, конюх перепряжет лошадей. Во время работы пахарю постоянно надо будет подносить питьевую воду.

Такая подготовительная работа была проделана в колхозе «Красный партизан». И 16 апреля в четыре часа утра Нагорный вместе с другими 40 пахарями выехал в поле. День был непогожий: летел снег, был сильный ветер. Все 40 пахарей бросили работу и уехали с поля. Но Нагорный остался и доказал, что можно пахать и в таких условиях, да при этом еще выполнить рекордную норму выработки. В этот день он на сменных лошадях вспахал четыре гектара.

Нагорновское движение распространилось по краю, в нем участвовали сотни пахарей. Их примеру последовали сеяльщики, бороновальщики, а позднее и машинисты уборочных машин.

В годы войны районная газета «Ирбейская правда» писала:

С большим интересом прослушали пахари первой бригады колхоза «Заветы Ильича» (с. Ирбей) статью газеты «Красноярский рабочий» о том, как Нагорный Валентин за 20 рабочих часов однолемешным плугом вспахал 4 гектара. А на следующий день 17-летний пахарь Иваницкий Петр, выезжая в поле, взял обязательство вспахать не менее 4 гектаров за день. Свое обязательство он на 66 сотых гектара перевыполнил. Чередуясь со спарщиком, 15-летним пахарем Шваргоновым Петром, они в последующие дни в среднем вспахивают не ниже 3,20 гектара в сутки или вырабатывают в два раза больше, чем положено по норме при односменной запряжке.

Убедившись, что можно так производительно работать на пахоте, их инициативу подхватили пахари второй бригады этого же колхоза – 12-летний Чухломин Николай и Бучнев Петр. За неполный рабочий день 15 июня они вспахали 4,82 гектара.

В 1943 году ситуация с организацией работ и выполнением плана стала улучшаться. При этом погодные условия были крайне неблагоприятными: в большинстве районов стояла засуха. Да и износ техники был катастрофическим.

И предприятия края, до этого работавшие почти исключительно на нужды фронта, получили заказы на изготовление запасных частей к сельскохозяйственной технике. Это помогло в 1944 году лучше справиться с уборкой урожая.

За годы войны Красноярский край дал стране

  • 106 млн пудов (1,73 млн тонн) хлеба,
  • 7,7 млн пудов (126 тыс. тонн) картофеля,
  • 1,2 млн пудов (19 тыс. тонн) овощей,
  • около 6 млн пудов (10 тыс. тонн) мяса

За ленд-лиз платили сибирскими мехами

В начале Великой Отечественной потребовалось увеличить заготовку пушнины для оплаты поставок по ленд-лизу, закупок, необходимых для оборонной промышленности.

Но еще до войны в крае ощущался дефицит профессиональных охотников. А в 1941-м их количество уменьшилось практически вдвое: одних призывали на фронт, других мобилизовывали на сельхозработы. Это привело к значительному сокращению заготовок пушнины.

В октябре 1943 года было принято постановление СНК СССР «О развитии охотничьего промысла во время войны». От потребительских союзов края потребовали организовать целенаправленную работу по увеличению заготовки пушнины. Тем более что 1943 год был очень урожайным на белку, красную лисицу и песца.

К промыслу стали привлекать пенсионеров, организовывали наставничество для молодых охотников, снабжали добытчиков оружием и боеприпасами. Это дало хороший результат. Например, в Тасеевском районе за промысловый сезон 1943–1944 годов план по добыче пушнины был выполнен на 200 процентов, а по заготовке мяса диких животных – на 250 процентов. При этом среди охотников были такие, которые выполнили план на 300–700 процентов.

О лучших промысловиках регулярно писали в краевых, окружных и районных газетах. Например, в декабре 1943 года в газете «Красноярский рабочий» рассказывали о Михаиле Момеле из Тунгусско-Чунского района, который к началу декабря перевыполнил план по добыче пушнины в три раза. А в марте 1944 года рассказывалось о трех охотниках Варламовых из деревни Таяты Каратузского района, каждый из которых выполнил годовой план на 425 процентов и заработал по 8 500 рублей. В том же месяце в газете появилась статья о пожилом охотнике-эвенке Никоне Михайловиче Хамуро, который взял на промысел своих дочерей Матрену, Полину, Татьяну и внука Матвея.

К январю 1945 года охотники Красноярского края показывали отличные результаты. К этому времени было добыто 270 тысяч белок, 6 360 колонков, 4 340 красных лисиц. По итогам этого сезона промышленными товарами премировали 167 лучших охотников. Среди них 23 подростка и шесть женщин.

Большую роль в заготовках пушнины в годы войны сыграла добыча ондатры, выпущенной на севере края в предвоенные годы. Она не только успешно прошла акклиматизацию в местах выпуска, но и расселилась в Нижнеингашском, Канском и Ирбейском районах. В 1940–1943 годах в районах Крайнего Севера ежегодно добывалось от 27 тысяч до 29 тысяч шкурок этого зверька. В 1944 году крайрыболовпотребсоюз принял от охотников 53 869 шкурок ондатры, а в 1945 году – 72 789 шкурок.

В 1944 году в крае началось создание новых хозяйств по разведению ондатры.

В военные годы в крае продолжалась заготовка шкурок сусликов и хомяков, которых относили к вредителям сельского хозяйства. К их отлову летом активно привлекали школьников. Но если до войны их призывали помогать сельскому хозяйству и зарабатывать деньги на сдаче шкурок, то в годы войны на добычу шкурок сусликов и хомяков стали смотреть еще и как на дополнительный источник пушнины для производства теплых вещей, необходимых фронтовикам и труженикам тыла.

Весной 1944 года редакция журнала ЦК ВЛКСМ «Дружные ребята» совместно с отделом по борьбе с вредителями сельского хозяйства Наркомата земледелия объявила конкурс на лучшего юного ловца грызунов. За время его проведения школьниками страны, в том числе Красноярского края, было уничтожено более двух миллионов грызунов и сдано государству более миллиона шестисот тысяч их шкурок. В 1945 году был объявлен второй конкурс на лучшего ловца. Его участники, поймавшие не менее 400 грызунов, могли претендовать на получение денежных премий и ценных подарков.

Благодаря движению по истреблению сельскохозяйственных вредителей красноярская краевая контора «Заготживсырье» с 1942 по 1944 год сумела заготовить более миллиона шкурок сусликов и более 25 тысяч шкурок хомяков.

Клеточное звероводство в Красноярском крае начало развиваться еще в предвоенное время. В 1941 году в регионе работало 78 колхозных звероферм, в которых содержалось 887 самцов и самок черно-серебристой лисицы. Пушнина из колхозов Красноярского края высоко ценилась на международных пушных аукционах.

Эта работа продолжилась и в годы войны. К январю 1945 года в магистральной части края работало уже 108 звероводческих ферм. В них содержались 331 самец и 662 самки серебристо-черных лисиц. Приплод 1944 года составил 750 щенков, из которых выжило 84 процента.

Под Красноярском с 1939 года работал зверосовхоз Наркомата внешней торговли СССР, который специализировался на разведении соболей баргузинского, енисейского, камчатского и амурского кряжей. Коллектив зверосовхоза ежегодно получал премии Наркомата за высокие результаты работы.

А в апреле 1945 года было принято решение о создании крупного зверосовхоза Наркомата внешней торговли недалеко от села Большая Ерба Боградского района. Сюда планировалось завезти 365 серебристо-черных лисиц.

Охотники края внесли свой вклад в победу

За годы войны добыли 5 935 соболей, 11 689 красных лисиц, 40 540 колонков, 94 393 песца, 134 100 горностаев, 172 581 зайца, 6 177 706 белок.

В дело обороны страны вложили 572 млн 200 тысяч рублей, в том числе в оборонные мероприятия 52 млн 888 тысяч рублей, на строительство танковой колонны «Красноярский охотник» – 2 млн 839 тысяч рублей, на восстановление районов, освобожденных от оккупации, – 1 млн 500 тысяч рублей.

Использованы материалы книг «Трудовой фронт Красноярья», «Забвению не подлежит», автор Антон Боос, статьи Сергея Гайдина и Галины Бурмакиной «Организация охотничьего промысла в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны» из «Вестника КрасГАУ».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного