Трудовая перезагрузка Поможет ли она снизить уровень потребительских наклонностей?

Трудовая перезагрузка Поможет ли она снизить уровень потребительских наклонностей?

Министр образования РФ Ольга Васильева в начале текущего учебного года предложила вернуть в школы общественно полезный труд. Сторонники идеи с теплотой вспомнили опыт советской системы образования. Противники обвинили инициаторов в намерении эксплуатировать детей.

За тряпку ответишь?

Предложения о возвращении в школы «внеклассного труда» ранее не раз озвучивались педагогами, различными общественными объединениями. Одно из таких предложений звучало в апреле этого года на встрече президента Владимира Путина с общественниками. Глава государства дал поручение профильному ведомству проработать вопрос.

Недавно в СМИ обсуждали случай, когда мать четвероклассника подала иск к школе за то, что ее ребенка заставили вытирать доску. Дескать, педагог таким образом использовала детский труд. С делом даже разбиралась прокуратура. Абсурд? Нелепость? Такова суровая правда жизни. Сегодня для того, чтобы привлечь ребенка к труду, не предусмотренному образовательной программой, необходимо согласие родителей или его законных представителей. Об этом прямо указано в законе «Об образовании в РФ».

Министр образования Ольга Васильева упомянула об этом случае и сказала, что так быть не должно. Необходимо вернуть уборку классов учениками, возродить бригады в деревенских школах, работу на приусадебных участках и т. д. По ее словам, все эти виды работ не ограничивают свободы, прав ребенка, не несут угрозу его здоровью и жизни.

– Мы должны вернуть ответственность ребенка за то место, где он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в школе созидает вместе с педагогами и родителями, – пояснила свою инициативу Васильева.

Минобразования уже выпустило комментарии к предложению главы ведомства, где указано, что трудовое воспитание не должно привести к повышению нагрузки на учащихся – в ближайшее время содержание федеральных образовательных стандартов будет скорректировано, разработаны методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания.

Трудовое воспитание может появиться в школе уже со следующего учебного года, его внедрение будет проводиться постепенно. В краевом министерстве образования отметили, что пока не получали никаких указаний сверху на этот счет.

Тем не менее само предложение вернуть общественно полезный труд в школу уже вызвало ожесточенные споры среди родителей, педагогов и юристов.

В жизни пригодится

На самом деле возвращение «внеклассных трудов» может состояться. Для этого достаточно убедить родителей. Впрочем, некоторые даже рады такому повороту событий. Одна из матерей старшеклассника красноярской школы признается: «Не получается заставить сына выполнить хотя бы минимальную работу по дому. Может быть, школа поможет изменить его отношение к труду».

Председатель комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного собрания края Людмила Магомедова выступает за возвращение общественно полезного труда в школы и делает упор и именно на слове «полезность»:

– Школа научила меня многим вещам, которые пригодились в жизни. После школьной слесарной и столярной мастерской даже я могу многие работы из этой сферы выполнить. Общественно полезный труд дает первоначальные навыки, которые в дальнейшем пригодятся. И нам в школе приходилось каждую неделю оттирать парты, которые мы сами же изрисовали. Конечно, это, наверное, не тот навык, который очень пригодится в жизни. Но развивает другой – не пачкать лишний раз. Нас это сплачивало – работали все, и класс был дружный. Все мои одноклассники поступили в вузы и добились многого в жизни. Человек ведь не может без работы.

В то же время депутат отмечает: необходимо, чтобы труд был интересен ребенку, и заниматься этим он должен без принуждения. Добиться этого педагог может лишь при активном участии семьи. Если старшеклассник дома никогда не прикасался к пылесосу, вряд ли возникнет интерес к простейшей уборке. Впрочем, это не означает, что такого ребенка «лучше не трогать». Возможно, именно таких и стоит в первую очередь привлекать к труду.

Детский психолог Галина Вишневская:

– Я за труд. Но с рядом оговорок. Детей нужно не заставлять что-то делать, а убеждать. Никто другой не должен убирать с пола землю от разбитого тобой цветочного горшка. Убери за собой. Субботник по уборке школьного двора – это коллективное «убери за собой». Не хочешь – соблюдай чистоту. Все просто. Дети потом такой принцип переносят на свой дом, своих детей.

Очень важны так называемые уроки труда. Сегодня многие старшеклассники не умеют элементарного: пришить пуговицу, сварить суп, починить розетку. Отсутствие навыков бытовой работы отрицательно сказывается на молодых семьях, когда рядом нет мамы-папы-уборщицы. Отказываясь от трудового воспитания, мы создаем массу проблем своим детям во взрослой жизни. И родители должны быть не только заинтересованы в этом, но всячески и с благодарностью помогать школе, коль в одиночку развивать трудолюбие своих чад не очень получается. Принцип «делаю только то, что хочу» может искалечить судьбу человека. Жизнь, конечно, может все поправить, только достанутся эти уроки с большими сложностями.

Многие родители категорически отвергают участие детей в ремонте класса. Вы против того, чтобы они умели красить, белить, мыть окна, клеить обои, вешать шторы? Уверены, что это никогда им не понадобится? Заведомо знаете, как сложится их судьба? Недавно в одной телепередаче взрослая девица последними летними цветами назвала тюльпаны и ландыши. Если бы в пятом-шестом классе занималась прополкой школьных клумб, никогда бы такое не сморозила.

Основная задача педагогов и родителей в трудовом воспитании – убедить детей, что это нужно им самим. Трудолюбие – путь к успеху. Лентяи, даже очень талантливые, всегда вылетают на обочину.

А вот на Западе…

Противники возвращения общественно полезного труда в школы кивают на опыт США и Европы, где такие виды активности не приветствуются. Однако необходимо заметить, что за рубежом молодые люди (в особенности в США) часто начинают работать очень рано и вне школы. И не от нужды. Тамошние миллиардеры своих детей, как правило, очень рано отправляют в самостоятельную жизнь, не сопровождая кучей денег. Иди хоть в посудомойщики. Взять знаменитого Билла Гейтса: он, как пишут, не намерен все свои десятки миллиардов долларов завещать детям. Считает: пусть учатся зарабатывать сами.

СПРАВКА

В Российской империи так называемый ручной труд преподавался с 1884 года. В Советском Союзе предмет «общественно полезный труд» (не путать с уроками труда и домоводства) значился в программе с середины 80-х годов, хотя неофициально школьники привлекались к труду и ранее. По советским нормативам первоклассники не привлекались к труду, а со второго по четвертый класс дети могли трудиться не более часа в неделю. Учеников выпускных классов дозволялось привлекать на работы не более четырех часов в неделю.

Школьники в основном занимались сбором макулатуры, металлолома, благоустройством, наведением порядка в самой школе. Старшеклассники могли работать и на промышленных производствах, на сборе урожая, в столовых.

Помимо работ в течение года, образовательный процесс в обязательном порядке предусматривал трудовую практику. Пятиклассники должны были отработать десять дней по несколько часов в день. Учащиеся 10–11-х классов отрабатывали 20 дней по шесть часов.

Кроме того, во время каникул для ребят организовывались различные трудовые движения, активно трудовое воспитание применялось в пионерских лагерях. После распада СССР общественно полезный труд хотя и оставался в школах, но министерские разнарядки уже не требовали от учебных заведений обязательного включения в план подобных работ.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре