Ни визга тормозов, ни каких-либо помех водителю. Просто маршрутка, в которой я ехал по проспекту Мира краевого центра, вдруг неловко взбрыкнула, вильнула колесами и с размаху уткнулась лбом в здание «Детского мира». Слава богу, никто не пострадал. Уже вечером в новостях сообщили: виной всему техническая неисправность. И, что скорее всего, на линию старенький пазик вышел уже с дефектом.
На особом контроле
Каждый день на автодороги Красноярска выезжает более 1 100 пассажирских автобусов – частных и муниципальных. Перед отправкой в рейс каждый обязательно нужно проверить. Этим занимаются и специалисты самих автопредприятий, и сотрудники ГИБДД. Тем не менее, как сообщили в пресс-службе госинспекции, только в прошлом году на территории краевого центра по вине водителей произошло 45 аварий с участием автобусов (рост на 13,3 % по отношению к 2012 году).
Дорожные полицейские были вынуждены взять на особый контроль пассажирский транспорт столицы края. Начиная с января они ежедневно выявляют около 10 нарушений правил дорожного движения водителями автобусов. Среди самых распространенных – несоответствие технического состояния транспорта предъявляемым требованиям.
Что-то подобное происходит и в других городах и весях нашей большой страны. Как считают эксперты, проблемы на дороге создает, в том числе, и устаревший транспорт. 45 % российского автобусного парка старше 10 лет (в нашем крае ситуация получше – 30–35 %). Многие машины устарели настолько, что подлежат списанию. Они становятся опасными и для пассажиров, и для соседей по дороге. Тем не менее по-прежнему эксплуатируются.
Удар по…
Барьером для выпуска таких автобусов на линию является предрейсовый техосмотр. Но, что греха таить, бывает, он превращается в пустую формальность – просто штампуются соответствующие бланки. На этом попадались даже серьезные транспортные предприятия – что уж говорить о различных индивидуальных предпринимателях без образования юридического лица. За малым бизнесом контроль того же ГИБДД установить сложно. Как исправить ситуацию?
Выход был найден предсказуемый. С 24 марта начнут действовать изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Всех, кто отвечает за техническое состояние автобусного парка, за выпуск на линию неисправной машины, будут наказывать серьезными штрафами. Если до сих пор их размер составлял от 500 до 1 000 рублей, то теперь раскошелиться придется на сумму от 5 000 до 8 000.
Те же самые нормы предусмотрены и за выпуск в рейс машин, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения. Наверняка многие замечали – в некоторых маршрутках кресла для пассажиров установлены явно кустарным способом, в нарушение всех требований. Как правило, при аварии они отлетают от пола вместе с человеком. Риск травмы увеличивается многократно.
Еще одна проблема заключается в том, что штрафы, которые налагаются на частных лиц, в несколько раз ниже, чем для юридических. Поэтому законодатели сейчас стремятся уравнять ответственность автотранспортных предприятий и частных предпринимателей. Изменения, которые вступают в силу буквально на днях, – одни из первых шагов в этом направлении. Правда, сами перевозчики относятся к ним скептически.
– Крупных предприятий, где техосмотр проходит по всем правилам, в крае очень мало, – говорит Игорь Никитин, индивидуальный предприниматель, занимающийся пригородными и междугородными перевозками. – Частники, которые не имеют гаражей, сами себе подписывают нужные бумаги и отправляются в рейс прямо от своей калитки. И никто их за руку не поймает. Диспетчер автовокзала не имеет права проверять, исправна ли машина перевозчика. То же самое касается транспортной инспекции – только по жалобе или по графику, раз в несколько лет. Конечно, это плохо и неправильно. Но от простого увеличения штрафов толку тоже не много.