В Красноярском крае созданы хорошие условия для работы творческих людей. В писательской среде наш город называют «Краснорайском». И все это благодаря созданному несколько лет назад Дому искусств и работающей грантовой программе «Книжное Красноярье».
При Гражданской ассамблее Красноярского края более пяти лет действует палата творческих союзов. Недавно ее представители встретились с новым министром культуры края Аркадием Зиновым. Писатели, кинематографисты и композиторы рассказали: руководство края позитивно относится к творческим людям. В регионе действует грантовая программа, принят закон о поддержке издательской деятельности и кинематографии – снимаются фильмы и издаются книги местных писателей.
– Писателю нужно немного: создавать свои гениальные произведения и доносить творчество до читателей при помощи встреч. С этим благополучно справляются Дом искусств и библиотеки края, – сказал на встрече с министром культуры заместитель председателя Красноярской региональной палаты Союза российских писателей Михаил Стрельцов. – Также писателю необходимо издавать свои книги, чтобы его читали. По книгоизданию у нас сложилась лучшая ситуация в стране благодаря действующей при агентстве печати и массовым коммуникациям грантовой программы «Книжное Красноярье».
Кроме того, министерство культуры России выделяет для молодежи государственные стипендии на издание книг. Красноярский край и в этом активен: получает больше всех стипендий – 14–17 в год. Мы учим молодежь книгоизданию – мастерству, которое было утрачено в 1990-е годы. У нас выходят очень интересные книги – и по выдумке, и по дизайну, и по содержанию.
По словам Михаила Стрельцова, произведения красноярских авторов попадают на полки библиотек: 10 процентов от всех поступающих в бибколлектор новых томов составляют фолианты красноярцев. Каждый год в Красноярском крае издается до 50 книг – больше, чем в других регионах России.
Появляются у нас и новые фильмы, музыкальные произведения, живописные полотна, проводятся выставки, концерты, фестивали. Но, как отметили на встрече представители творческих союзов, не мало у них и проблем.
– Музыка красноярских композиторов редко звучит в программах Красноярского академического симфонического оркестра, – заметил председатель Красноярской региональной организации «Союз композиторов России» Владимир Пономарев. – А чтобы композитор стал профессионалом, мог писать симфонические партитуры, он должен их слышать. Не берут оперы местных авторов и в Красноярском театре оперы и балета. Хотя в других регионах существует такая практика.
– В 2008 году прекратила существование Красноярская государственная киностудия, и теперь не ведется профессиональная кинолетопись событий, имеющих важное историческое значение для региона, – поддержал коллегу председатель Красноярского регионального отделения Союза кинематографистов России Александр Михайлов.
У творческих союзов немало проблем с содержанием помещений, в которых они располагаются, оплатой коммунальных платежей художественных мастерских, а также с организацией выставок или выпуском журнала «День и ночь», который представляет Красноярский край на литературной карте мира. На все это не хватает денег. Например, количество выставок произведений красноярских художников сократилось до трех в год: в регионе отсутствуют дешевые или государственные выставочные площади, а аренда площадки только для одного вернисажа обходится в миллион рублей.
Аркадий Зинов отметил: разговор с представителями творческих союзов был полезен для организации работы министерства культуры края.
– Мне была неизвестна деятельность большего числа творческих союзов, – отметил министр. – Мне кажется, смена руководителя – повод выстроить отношения и донести до него то, что не удалось решить его предшественникам. Нам необходимо работать вместе – разбираться в каждой ситуации отдельно и решать вопросы.
Союзу композиторов Аркадий Зинов посоветовал обратить внимание на студенческие оркестры, которые существуют в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского:
– Давайте не забывать истории великих композиторов. Чайковский, когда написал «Евгения Онегина», его первое исполнение отдал студенческому оркестру. Почему бы современным композиторам не последовать примеру классика?