Норильский комбинат начали строить в 1935 году, а в 1941-м уже работали Малый металлургический и механический заводы, агломерационная и опытная обогатительные фабрики, три угольные и три рудные штольни, химическая лаборатория, железная дорога Дудинка – Норильск – Валек и аэропорт.
Однако война многократно повысила потребность в никеле, меди и других цветных металлах, необходимых для производства брони и самолетов. Поэтому строительство новых мощностей и производство шли почти параллельно. За годы войны в Норильске появилось более 20 предприятий.
По воспоминаниям первостроителей, работа велась в условиях строжайшей секретности, жесткой дисциплины и в климатических условиях, крайне тяжелых для простого выживания, не то что для работы.
На этом снимке запечатлен летний день, но их в Заполярье очень мало. Так, например, 24 февраля 1942 года при пуске первой печи Большого металлургического завода, еще недостроенного, холод был настолько лютым, что замерзала лента транспортера, и люди поддерживали ее руками. Основной рабочей силой были заключенные. По данным историка И. Н. Трофименко, за годы войны в Норильском ИТЛ умерли 7 223 человека, в основном от пеллагры и дистрофии.
В конце апреля 42-го Малый металлургический завод дал первый никель, для доставки которого в Красноярск ГКО выделил особую группу самолетов.
По материалам книги «Трудовой фронт Красноярья 1941–1945». На снимке: Строительство никелевого завода, 1942 год