Исполняющий обязанности губернатора Красноярского края в особом представлении не нуждается. Виктор Толоконский шесть лет был мэром нашего ближайшего соседа – города Новосибирска. Дважды прямым голосованием избирался губернатором Новосибирской области. Почти четыре последних года был полномочным представителем президента России в Сибирском федеральном округе. Только за время полпредства приезжал в Красноярск 18 раз.
Но масштабы огромного региона, по словам Виктора Александровича, требуют максимально быстрого погружения в его повседневную жизнь, проблемы и перспективы. Поэтому времени на раскачку давать себе не стал и на пресс-конференции, которая прошла в редакции нашей газеты, рассказал журналистам о том, что думает о регионе, какие видит проблемы, что собирается делать не откладывая в долгий ящик. Ответил на все, порой неудобные, вопросы, и акулы пера отметили его открытость и откровенность. А у многочисленных экспертов, рассуждающих о политических раскладах на предстоящих губернаторских выборах, практически отпали сомнения относительно фигуры главного претендента и его возможностей заявить о себе.
И не без оснований. С момента пресс-конференции прошло чуть больше недели, а озвученные на второй день пребывания в крае «первые шаги» Виктором Александровичем уже сделаны. И. о. губернатора успел побывать, как и собирался, на особо значимых строящихся объектах – в онкоцентре, на 4-м мосту через Енисей, провел совещание в правительстве края по бюджетной сбалансированности, встретился со Львом Кузнецовым, Законодательным собранием, обсудил с мэром Красноярска пути решения инфраструктурных проблем…
Тем не менее, предлагаем материал с пресс-конференции – он дает читателям представление о том, кто к нам пришел.
О преемственности и кадровых перестановках
– Вопрос о преемственности нас особо волнует. Успели ли вы встретиться со Львом Кузнецовым, и будет ли какой-то список дел, который он держал на личном контроле и передает вам?
– У меня будет продолжительная встреча с Львом Владимировичем. Мне интересно его видение по многим направлениям. Есть темы, которые подробно знает только первый руководитель. Тем более есть очень масштабные, ответственные программы, где времени на новое осмысление уже в принципе нет, и мы должны, не теряя темпа, очень энергично в этих направлениях работать. Существуют и уже принятые решения, но не реализованные по времени. Но я не исключаю, что в какие-то проекты и решения, которые уже были приняты прежним губернатором, я буду вносить некоторые коррективы, у меня есть свой взгляд, свое представление, свои принципы, если хотите.
– Какие шаги в кадровой политике вы собираетесь сделать? Кто из вашей команды намерен переехать в Красноярск на работу?
– В крае сложилась очень опытная молодая команда управленцев. Не могу сказать, что всех хорошо знаю и чувствую в работе, – сейчас этим и займемся: они ко мне присмотрятся, я проверю их в деле. Может быть, какие-то точечные обновления будут, возможно, у самих членов правительства есть иные планы на будущее. Так что никакого набора кадров из Новосибирска я пока не предполагаю. Хотя не скрою, за два дня до отъезда в Новосибирске ко мне приходили люди, говорили, что готовы продолжить работать со мной. Я всех поблагодарил – считаю, что и в крае достаточно талантливых людей. И даже если образуются новые вакансии – в Красноярске есть много способных, талантливых людей. Я ведь, приезжая в Красноярск, встречался не только с губернатором, руководителями правительства, министрами, депутатами. Но и с молодыми предпринимателями, учеными, преподавателями. Я видел очень много энергичных людей, не связанных пока с органами власти. У вас сильные университеты, управленческие школы. В Новосибирске, кстати, за всю свою 30-летнюю работу чиновником я никого не приглашал со стороны. Уверен, что и здесь достаточно возможностей, чтобы команда оставалась преимущественно местной.
О межбюджетных отношениях
– Ваш предшественник, Лев Кузнецов, призывал и правительство, и Законодательное собрание плотнее работать с федеральными органами. Из половины триллиона налогов, собираемых на территории края, у нас остается только четвертая часть. Какова ваша позиция на этот счет?
– Эта задача требует серьезных усилий и внимания. Есть ряд сложных проблем и задач, которые требуют решения на федеральном уровне. Мы будем обращаться в Правительство России, в Министерство финансов по вопросам совершенствования межбюджетных отношений. Но для этого нужна основательная подготовка наших собственных документов. Предварительно нужно усилить свой перечень мер по сбалансированности бюджета и преодолению дефицита, чтобы мы могли не просто в Правительстве РФ обозначить проблему, а предложить решения исходя из правильного понимания ситуации, того, что и в федеральном бюджете сегодня больших запасов денег нет. Но помощь будет оказываться, потому что это необходимо нам для дальнейшего роста экономики и налогового потенциала.
Край – регион с большими инвестиционными возможностями, где будет создаваться большое количество новых производственных мощностей. Для этого нам нужна качественная инфраструктура, а она в основном лежит на плечах регионов, нужна эффективная социальная политика…
О назначении и выборах
– Некоторые эксперты полагают, что ваше назначение на должность и. о. губернатора – это некое наказание за то, что на выборах в Новосибирске вы поддержали «неугодного» Москве кандидата. Можете это прокомментировать?
– Могу. Для меня в 2010 году неожиданным стало предложение поработать полпредом. Я долго отказывался. Это не совсем подходящая моему характеру работа. Однако тогда стояла задача повысить качество управления во всех регионах, и меня убедили принять решение. И не жалею об этом. Я с огромным интересом знакомился с 12 регионами СФО, во всех часто бывал, впитывал опыт, что-то старался передать из своего. Мне было легко – я разговаривал с руководителями регионов на одном языке. Это были хорошие отношения. Тем не менее позже я довел до президента Путина свое желание вернуться на работу в конкретном регионе. Основательный разговор на эту тему был 1 сентября прошлого года, и про выборы мэра Новосибирска тогда речи еще не было. Чуть позже поступило предложение возглавить крупный регион, но он был вне Сибири. Я даже там не был ни разу. И я объяснил, что мне важно знать и чувствовать регион, чтобы там жили люди, которым я знаком.
– В продолжение вопроса. На предстоящих выборах местные политики наверняка будут эксплуатировать образ «наши и варяги». Вы к этому готовы?
– Есть нечто, нас, сибиряков, объединяющее – в характере, в понимании проблем, во внутренней энергетике. Ментальность новосибирцев и красноярцев вряд ли сильно отличается. Патриотические настроения я уважаю. Я не чувствую себя приехавшим в чужое, незнакомое место. «Свой» – «чужой» определяется немного другими вещами. Бизнес-интересов у меня нет. Тем более о Красноярском крае знаю все или почти все. Меня поддержали и мои близкие. В самое ближайшее время приедет супруга – ей, врачу-ученому, оказалось даже сложнее передать дела, нежели мне, полпреду (улыбается). Думаю, это вопрос двух-трех недель. Дочь и сын тоже готовы связать свою судьбу с Красноярским краем.
– Вы назвали свое решение идти на выборы губернатора края в сентябре вполне вероятным. От чего будет зависеть степень этой вероятности?
– В Красноярском крае закон о выборах не предполагает самовыдвижения. Выдвигать кандидатов могут только политические партии. Мне важно почувствовать настроения красноярцев, партийного актива «Единой России». Поэтому решение о чьем-либо выдвижении должны принимать люди. Если они меня поддержат и выдвинут, то я готов принять участие в выборах, по-настоящему здесь поработать.
– Не боитесь некоего противостояния местных элит?
– Я понимаю, что в большом сильном регионе есть определенная конкуренция. Но сказать, что здесь какая-то сложная ситуация, не могу. Я и до этого назначения часто встречался с губернатором, его заместителями, депутатами краевого парламента, бизнесменами. И не вижу конфликтности и неготовности к совместной работе. Тем более что я такой же сибиряк, как и вы. Полпредом я проработал почти четыре года. 18 раз приезжал в Красноярск, знал людей, различные ситуации…
И эти три с половиной года я не отвлекался от решения проблем региона. По Норильску было много задач, в том числе по реконструкции аэропорта Алыкель. И по Красноярску, и по решению проблем организации международной универсиады. Поэтому глава государства не рассматривал мое назначение как противопоставление красноярским элитам и руководителям.
Я проходил много выборов. Дважды прямым голосованием избирался губернатором Новосибирской области. Когда руководитель избирается населением – это дает ни с чем не сравнимое ощущение ответственности перед людьми. Развитие политической культуры пробуждает мощные общественные силы. Не сможет один мэр или губернатор изменить ситуацию. Усиление инвестиционной политики, развитие производств, скорейшее формирование инновационных сфер в Красноярске – это и есть основа нашей конкурентоспособности. А не только нефть «Ванкора» или никель Севера. Образовательная сила, культурный потенциал должны выделять Красноярский край. И – вера людей в свои силы, в силы своего региона. Развитие – это совместная задача общества и власти.
О проблемах с офшорами
– Многие крупные промышленные предприятия края зарегистрированы в офшорах. Можно ли решить эту проблему?
– В большей степени проблемы не с офшорами связаны, а с введением в налоговое законодательство так называемой консолидируемой группы налогоплательщиков. Мы считаем, что Красноярский край после этой налоговой новации теряет порядка 5,5–6 миллиардов рублей в год. Это большие деньги. Теряет не только край, но и Иркутская, Томская области, Хакасия. Вопрос сформирован, и, я думаю, Правительство России найдет решение. Есть официальное обращение Совета Федерации в правительство. Думаю, все вместе мы эту ситуацию будем поправлять.
Я понимаю специфику и сложность взаимодействия с такими компаниями, планирую встречи и обсуждения. И, поверьте, наши требования будут эффективными. Отношения будут выстроены на взаимовыгодной основе. Я за то, чтобы поддерживать любые производства, любые бизнесы в их развитии, чтобы формировался большой, сильный налоговый потенциал. К прокурорам обращаться не приходилось – мы всегда находили адекватные, законные решения задач. Ведь в главном наши интересы совпадают. Не может нормально развиваться бизнес, если нет нормальной коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры. Успех любого дела определяют люди. Чтобы человек чувствовал себя комфортно, был хорошо мотивирован жить и развиваться здесь, нужно иметь хороший бюджет, качественное образование, здравоохранение, полноценную коммунальную инфраструктуру, возможности для занятий спортом, творчеством. Без этого никакого развития быть не может. Заниматься качеством жизни выгодно всем участникам процесса, и мы в этом найдем взаимопонимание, я уверен.
О первых шагах
– Чем вы намерены заняться в первую очередь? Какие первые шаги предпримете, помимо чисто рабочих встреч и совещаний?
– Проведу расширенный губернаторский совет с участием всех глав районов и городов. Мы примем дополнительные решения и по сбалансированности бюджета. Уже есть понимание, что добавим, чем дополним. Обязательно рассмотрим задачи строительно-ремонтного сезона, подготовку к зиме, северный завоз, ситуацию в аграрном комплексе. В ближайшие дни я намерен посмотреть четыре-пять строительных и дорожных объектов Красноярска (4-й мост, транспортную развязку и т. д.) и сформировать конкретные поручения. Изучу детально крупные перспективные и программные проекты: проведу штаб по подготовке к универсиаде, рассмотрю проект программы развития аэропорта Емельяново. Словом, наметил много чего, хотя в Красноярске всего одни сутки.
О заводе ферросплавов
– Как вы относитесь к ситуации вокруг ферросплавного завода?
– Любое развитие экономики не может игнорировать интересы общества. Тот этап, когда говорили: «Это надо для страны, а не для людей», проходит. Развитие должно быть для человека. И когда все общественное мнение Красноярска против такого строительства, когда нет убедительной экспертизы, я на стороне красноярцев.
В то же время я не сторонник бесконечных референдумов. На то и есть власть, чтобы брать на себя ответственность в принятии тех или иных решений. Но они – эти решения – должны быть обществу понятны. Не исключаю ситуаций, когда мне придется обращаться к жителям края и говорить: «Нам надо сегодня принять решение, которое пока не вызывает всеобщего одобрения, но оно необходимо для будущих поколений». Задача власти – смотреть в будущее. Не жить одним днем. Не заниматься популизмом. Важно быть открытым, быть выслушанным обществом. А оно поймет тебя в совокупности всех твоих действий.
Об аэропорте Емельяново
– Вы в нем бывали неоднократно и видите сами, в каком состоянии…
– Безусловно, серьезный минус для всего края и Красноярска – слабая инфраструктура аэропорта. Географическое положение Красноярска очень выгодно. Сегодня многие процессы зависят от внешнего восприятия города. И если инвестор, гости города, да и сами красноярцы прилетают в не самый комфортный терминал, не получают качественного обслуживания – это плохо.
Обновление инфраструктуры Емельяново – это задача, которая должна начать решаться уже в этом году. А в следующем надо начинать строить. Это было, кстати, одним из условий подготовки к универсиаде. Мы не можем проводить спортивное мероприятие международного уровня без развития аэропорта. Это необходимо и для эффективного развития региона. Посмотрите – в крупных городах, где лучший аэропорт, инвестиционный процесс протекает более интенсивно.
О спорте
– Вы рады победе нашей хоккейной команды «Енисей» над московским «Динамо»?
– Очень. Я смотрел этот матч. Это уникальная победа. Москвичи вели в счете, но за короткое время удалось переломить ход игры и вырвать победу, стать чемпионами России… Это большое достижение. Важно это поддерживать, чтобы эффективно работали детские школы. Хоккей с мячом – демократичный вид спорта, он доступен для большинства мальчишек.
Но Красноярск – это не только хоккей с мячом. Не только регби. Здесь баскетбол неплохого уровня, другие виды. Думаю, что подготовка спортивной инфраструктуры к универсиаде станет мощным импульсом для дальнейшего развития. Думаю, пора Красноярску и на хоккей с шайбой замахнуться, сделать профессиональную команду. К универсиаде Красноярский край должен стать центром здоровья, спорта.
О личных взглядах и увлечениях
– Позвольте задать вам пару вопросов из известного опросника Марселя Пруста. Что, по-вашему, крайне бедственное положение, и кто ваши любимые литературные герои?
– Для меня самая тяжелая ситуация – когда я один и не чувствую плечо товарища. Когда я вне команды. Мне очень важно чувство плеча, командности и коллективизма.
Что касается любимых героев, тут тоже вряд ли буду оригинален. На разных этапах жизни они были разными. Но, как правило, это были люди поступка, высоких принципов, которые не предают, которые верны своему делу. В детстве это были мушкетеры Александра Дюма. В юном возрасте – ученые. Всем советую посмотреть любимый фильм моей молодости «Девять дней одного года» со Смоктуновским, Баталовым, Лавровой. Это рассказ о подвиге молодых ученых, когда осваивался космос, делались открытия в науке. В наше время никто не мечтал быть бизнесменом или чиновником – мы хотели быть первооткрывателями. Я часто возвращаюсь к знакомым книгам и фильмам. Хотя времени не так много, к сожалению. Но без книги просто не могу.
– Ни для кого не секрет, что вы любите петь и часто это делаете. Назовите любимые песни? У нас День города скоро, может, споете?
– Вот это из области легенд. Я не умею петь. Все вышло случайно. Как-то меня по дороге домой встретили две женщины и попросили организовать в парке выступления духового оркестра, чтобы пожилые люди танцевали. Я помог. Но, поскольку оркестр не мог понять, что от него ждут, я взял микрофон и что-то изобразил. Понятно, это было не пение, скорее, организационно-звуковое сопровождение танцев (смеется). Но танцевать стали активнее.
И эти танцы продолжаются вот уже 13–14 лет. Летом в сквере каждый выходной. Все танцуют. Кто-то там нашел свою любовь, кто-то друзей… Я время от времени там бываю, многих уже знаю в лицо. После танцев проходит такой импровизированный личный прием: передают записочки, говорят, куда надо приехать и разобраться с какими-то проблемами… Если у красноярцев есть желание, давайте и здесь танцевать.
О семье
– У меня взрослые дочь и сын. Я женился рано – мы вместе с супругой уже 42 года. По образованию все врачи. Дочь пока в декретном отпуске, до этого работала заведующей отделением в областной больнице, врач-терапевт. Сын тоже окончил медицинский, потом экономический вуз. Работал в областной больнице, последние годы занимается клубом по мини-футболу, командой «Сибиряк». Жена – доктор наук, всю жизнь проработала в медицинском университете, сейчас возглавляет общественную организацию «Институт человека», занимается образовательными, просветительскими программами и одновременно является научным руководителем института общей врачебной практики. Маме 87 лет, она на пенсии, но тоже была врачом.
У меня четыре внука, все мальчики. Старшему 18 лет, младшему два года. Они меня провожали, а самый маленький подумал, что это он летит в Красноярск (смеется). Старший внук оканчивает первый курс юридического факультета. Спросил, есть ли он в Красноярске. Я ответил, что здесь замечательный Федеральный университет, очень сильный. Ну тогда, говорит, и я готов к переезду… Другой внук оканчивает девятый класс. Пока они там, но, в принципе, я уверен, что близкие будут рядом со мной. Как всегда. И тогда вся моя жизнь, все мои силы будут посвящены Красноярскому краю.