Одно из главных, прорывных событий во всей истории Енисейской губернии, не меньшее енисейского золота и Транссиба, – Суриков. Через него Сибирь вошла в отечественную культуру, и у российской истории появилось сибирское лицо – время показало, что оно и есть самое достоверное, подлинное.
В этом уверен Константин ВОЙНОВ, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств.
Впечатления юности
– В нашем изобразительном искусстве, несмотря на обилие прекрасных, действительно гениальных художников, есть два столпа – Репин и Суриков. Они самые мощные, вокруг них все формируется. Если Репин писал современность, его окружавшую, то Суриков «вывернул» отечественную историю, которая до него не была показана так широко, мощно, реалистично. Интерес к истории зародился в нем еще в детстве; он рассказывал Максимилиану Волошину, как играл с мальчишками в спартанцев, и себе дал имя Леонида, как перебирал прадедовскую казачью утварь – оружие, одежду, – хранившуюся в его доме, как слушал рассказы своих старших родственников, народные легенды, сильно отличавшиеся от официальной истории… Получив образование, он выплеснул на холсты впечатления детства и юности. Все это росло вместе с ним.
Квиз от НКК: проверьте свои знания о легендарном земляке и его творчестве в нашем телеграм-канале по ссылке
Философия и мистика
– Каждая его картина – своего рода опера, охватывающая целые эпохи российской истории. Например, в «Утре стрелецкой казни» показано конкретное историческое событие, имеющее свою дату, но в этой картине заложена вся трагедия, драма нашего прошлого. Причем типы людей, которые изображены там, Суриков привез из Сибири, он писал их с казаков, сибирских красавиц. Эти образы той ушедшей России сохранились у нас, в отличие от столиц. Поэтому они получились такими реалистичными, правдивыми. Более того, там есть своя философия и даже мистика. Суриков интересовался не только историей. Он рассказывал: когда писал стрельцов и те колесницы, которые привезли их на казнь, вспоминал Большую Медведицу – созвездие, в котором некоторые народы видели колесницу, увозящую на небо души умерших. Там изображен момент перед казнью, и люди готовятся сесть на эту «колесницу»… О таких моментах почти не говорят, но для меня они стали открытием. Суриков намного глубже и мощнее, чем мы думаем о нем. Споры о том, насколько искусство современно, – суета, отталкивающая от глубоких поисков. Настоящее искусство, такое как у Сурикова, не бывает не современным. Изучая его наследие, постоянно открываешь то, чего прежде не замечал. Например, Сурикову принадлежит изобретение особого серебристого колорита, который присутствует во всех его картинах, и он характерен только для Сибири. И это действительно так – художники средней полосы России совсем по-другому пишут воздух. Естественно, на творчество Сурикова повлияли путешествия по Европе, встреча с импрессионистами – в его живописи есть особая воздушность.
Расцвет художника
– Не думаю, что люди, которые заметили талант юного Сурикова и способствовали его продвижению – а участие в его судьбе приняли многие, включая губернатора, – ставили перед собой цель найти своего «мессию» в области искусства. Такое было возможным не только в Сибири. Но все же в провинции всегда острее желание открыть у себя что-то необычное, чтоб было чем гордиться.
Расцвет Сурикова пришелся на эпоху Александра III, когда в стране было уже много образованных людей, культурные запросы общества стали высоки, рубль стоил дорого, и, наконец, сам император мог себе позволить произнести ту знаменитую фразу: «Европа подождет, пока русский царь удит рыбу».
Роль в судьбе губернии
– Мне трудно представить, как земляки воспринимали Сурикова при его жизни, тем более что этот момент почти не описан. Конечно, здесь не было столь сильного культурного пласта, как в столицах. Однако роль, которую он сыграл в судьбе своей малой родины, огромна. Начиная с того, что красноярская организация Союза художников – одна из старейших в стране: прошение к губернатору с просьбой зарегистрировать общество было подано группой живописцев в 1905 году. Сегодня наше отделение Союза художников – крупнейшее за Уралом. При содействии Сурикова в Красноярске открылась художественная школа. Наконец, полная система художественного образования – школа, училище, институт, творческие мастерские Академии художеств – есть только в Москве, Санкт-Петербурге и у нас. Красноярск считается мощным центром художественного образования. Без Сурикова этого не могло бы случиться.
«Кисть вместо шашки…»
Из книги Максимилиана Волошина «Суриков», 1916 год
«Обычно судьба, когда ей надо выплавить из человека большого художника, поступает так: она рождает его наделенным такими жизненными и действенными возможностями, что ему их не изжить и в десяток жизней. А затем она старательно запирает вокруг него все выходы к действию, оставляя свободной только узкую щель мечты, и, сложив руки, спокойно ожидает, что будет.
Поэтому источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни, в прохождении верблюда сквозь игольное ушко. В самых гармонических натурах художников мы найдем этот момент. Иначе и быть не может. Иначе им незачем было и творить, они бы просто широко и блестяще прожили свою жизнь…
Судьба слепила Сурикова для того, чтобы он бунтовал против или вместе с Петром, делал Суворовские переходы, завоевывал новые Сибири и грабил персидские царства, щедро оделила его всеми нужными для этого качествами, но, попридержав на два века, дала ему в руки кисть вместо казацкой шашки, карандаш вместо копья и сказала: «Ну, а теперь вывертывайся!» И теперь, когда последний экзамен его жизни сдан, мы можем засвидетельствовать, что он вышел из своего трудного положения блестяще, осуществил в мечте все, чего не мог пережить в жизни, и ни разу в чуждом веке, в чуждом круге людей, с непривычным оружием в руке не изменил ни самому себе, ни своей древней родовой мудрости».