Главное следственное управление ГУ МВД Красноярского края (ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю) вот уже 14 лет возглавляет Тамара Ивановна Белкина, генерал-майор юстиции, заслуженный сотрудник следственных органов Российской Федерации. Именно ее подчиненные расследуют сложные дела экономической направленности, кражи, грабежи, разбои, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и преступления, совершенные организованными преступными группами.
В канун праздника Тамара Ивановна раскрыла нам тайны профессии следователя.
– О работе следователя мы знаем по художественным фильмам. Кино рисует романтический образ сыщика, который порой замечает то, чего не видит обычный человек. Насколько это совпадает с реальностью?
– Я не считаю профессию следователя романтической. Но кино иногда смотрю с профессиональной точки зрения: интересно, как в современных фильмах отражается работа следствия. У меня в памяти картина советских времен «Следствие ведут знатоки». Собирательный образ Знаменского наиболее полно отражает работу следователя. А из современных – «Каменская» Марининой (я с удовольствием читаю ее книги). Здесь главная героиня даже не следователь, а аналитик. Это другая составляющая нашей службы. Нравится фильм «Тайны следствия». Но во многих современных фильмах зрителя только запутывают: называется следователь, а занимается не свойственной работой – бегает с пистолетом, сидит в засадах, стреляет. Конечно, сотрудник нашей службы обязан иметь пистолет и уметь стрелять из него, и службу в следственно-оперативной группе несет с оружием, но в засадах следователи не сидят. У нас другая работа.
Кстати, я работала следователем в Санкт-Петербурге, и когда смотрю «Улицы разбитых фонарей», вижу оперативных сотрудников, то вспоминаю себя. Как будто с коллегами встретилась. Настолько адекватно обстановке 1990-х годов отражена работа оперативных служб в этом фильме.
Из всех романтических героев кино можно сформировать один образ следователя, который умеет анализировать и оценивать доказательства. Следователь – это двигатель, вокруг которого работают все механизмы. Это связующее звено всех служб, которые работают на раскрытие преступления.
– Вы сказали: у следователя другие инструменты. Какие? Какими качествами должен обладать настоящий сыщик?
– Я в следствии 40 лет, начинала в 1980 году, на вооружении у меня была только печатная машинка старого образца. И когда мне выдали современную машинку, это было счастье. А сейчас на вооружении у следователя современная техника, много различных технологических возможностей для раскрытия преступлений: исследование ДНК, производство лингвистических экспертиз, определение местонахождения абонента сотовой связи по сим-карте. Вообще, улучшается техническая оснащенность: сейчас все органы внутренних дел подключены к ресурсам единой информационно-телекоммуникационной системы, позволяющей в режиме реального времени производить проверку по имеющимся учетам.
Современный следователь должен быть технически подкован, быстро находить информацию и грамотно использовать ее в работе, хорошо разбираться в информационно-телекоммуникационных возможностях современных средств связи, уметь применять нормы закона, регламентирующие отношения в сфере гражданского, земельного, градостроительного, кредитно-финансового законодательства, быть в курсе изменений законодательства, опираться на опыт своих коллег, используя следственную и судебную практику.
А требования к сотрудникам остаются неизменными уже много лет. Независимо от оценок в дипломе о высшем юридическом образовании, необходимо умение мыслить, оценивать доказательства, анализировать. Немаловажную роль играет интуиция, эмоциональная устойчивость, честность, принципиальность. Я бы даже сказала – обостренное чувство справедливости. Наверное, на психологическом тестировании эти качества не проверишь, но в ходе работы мы видим, обладает ли ими следователь и есть ли у него шанс проработать долгие годы грамотно и профессионально.
Также нужна способность брать ответственность на себя в сложных ситуациях. Ведь цена промахов следователя велика – это необоснованный арест, задержание, нераскрытие преступления, неправильная оценка доказательств. А пострадавший человек останется без помощи.
– Говорят, большинство следователей в Красноярском крае женщины. То есть это женская профессия?
– У нас в службе более тысячи сотрудников, и около 70 процентов из них женщины. Более того, две трети следственных подразделений в крае возглавляют также женщины.
– А где же мужчины?
– Мужчинам, наверное, интереснее работа в уголовном розыске. Там настоящая романтика – и пистолеты, и засады, и оперативная работа. А у нас все добытые сведения должны ложиться на определенный протокол следственного действия. При осмотре места происшествия необходимо зафиксировать все следы в соответствии с законом.
А еще нужно задать собеседнику правильные вопросы и все это логически изложить. Это трудоемкая, кропотливая работа. А женщина в жизни решает много бытовых проблем, у нее многоходовая логика – чисто женская, которая генетически в нас заложена.
Я всегда шучу на этот счет: говорят, что женская логика – это отсутствие всякой логики, но у меня складывается другое впечатление. Я думаю, что следователь, действительно, женская профессия, хотя приветствую, когда мужчины к нам приходят.
– А существует профессиональная деформация? Вы ощущаете это на себе?
– Есть такой термин. Чтобы не происходило деформации, у нас существует служба психологов, которая и предупреждает, и помогает в стрессовых ситуациях. Но я в своих сотрудниках изменений не вижу.
Все девушки красивые, умеют одеваться, увлекаются спортом, рисованием, рукоделием, вкусно готовят и совмещают свои способности с ответственной работой. У нас, наверное, есть повышенное чувство опеки над близкими и знакомыми. Я, например, уже несколько раз провела с внуками беседу по соблюдению правил дорожного движения, рассказала, как общаться со взрослыми, которые проявляют нездоровую заинтересованность или предлагают сладости. Это знание ситуации. Простые люди слышат об этом только из сообщений в СМИ, а мы встречаемся каждый день. И стараемся предупредить.
Сейчас, например, больная тема – хищение денег с банковских счетов. И каждый сотрудник проводит профилактику как со своими родными, так и в рамках расследуемых уголовных дел.
– А сколько дел приходится на одного следователя? В последние годы количество преступлений увеличивается?
– В первом полугодии 2020 года у нас в производстве было 26 тысяч уголовных дел. А это в среднем по 23 дела на каждого следователя. В крупных городах нагрузка больше, но в районах другая специфика. Нередко из-за больших расстояний между населенными пунктами приходится на осмотр места происшествия тратить по несколько дней.
Хочу сказать, что регистрация преступлений на территории Красноярского края уменьшилась. Меньше стало грабежей, разбойных нападений, квартирных краж. Но неизменным остается уровень краж чужого имущества – почти половина всех преступлений. Появляются новые виды – с применением современных технологий. Сначала телефонные мошенники звонили бабушкам и рассказывали, что внук попал в неприятную ситуацию, необходимо перечислить деньги. Затем обманывать граждан стали в лже-интернет-магазинах: деньги отправлены, а товар не пришел. Сейчас в ходу дистанционное хищение денежных средств с банковских счетов, когда мошенники звонят и представляются сотрудниками банка, выведывают номер карты и код или предлагают «для безопасности» перевести средства на другой счет. Как это ни печально, но среди потерпевших люди разных возрастов – и молодые, и пожилые.
С этим злом борются все – и Главное управление МВД России по Красноярскому краю, и СМИ, и сами банки, но мошенники так психологически воздействуют на человека, что он начинает верить. Сегодня одна пятая часть преступлений в крае – это хищение с банковских счетов. За полгода таких фактов зафиксировано 4,5 тысячи.
Пользуясь случаем, хочу еще раз напомнить гражданам: нельзя называть данные ваших карт, даже если собеседник представился сотрудником банка!
– Возможно ли раскрыть эти преступления?
– Раскрываем, но непросто. Деньги переводят в другие субъекты Российской Федерации. Необходимо время, чтобы сделать запросы в банки, отыскать тех, на кого оформлены счета и телефоны. А это дни. Поймать за хвост перечисленные деньги уже не удается. Но мошенников найти можно. Недавно, например, закончено расследование уголовного дела в отношении организованной группы. Трое жителей Тольятти Самарской области и Краснодарского края в течение 2018 года похищали деньги с банковских счетов жителей Красноярского и Хабаровского краев, Тюменской и Свердловской областей, Удмуртской Республики.
Социальное мошенничество – это особое явление, когда корысть преступников прочно сочетается с особой беспринципностью, ведь себе в жертвы они выбирают так называемые незащищенные группы граждан: пожилых людей, малоимущих, злоупотребляющих алкоголем. Преступники используют самые изощренные психологические приемы для того, чтобы получить свое, точнее – чужое. В феврале, например, следственный отдел Норильска завершил уголовное дело в отношении жительницы Краснодарского края, которая в социальной сети вступала в переписку с жителями Норильска и рассказывала им о своих трудных жизненных обстоятельствах. И норильчане переводили ей деньги. Таким образом она похитила у 33 человек более полумиллиона рублей.
А в Назарово несколько месяцев в 2018 году действовал местный Остап Бендер, который под предлогом оформления паспортов здоровья для трудоустройства в известную компанию собрал деньги с 20 жителей Красноярского края, Иркутской и Свердловской областей, Удмуртской Республики. При этом у него обнаружено 10 телефонных номеров и несколько банковских карт, оформленных на подставных лиц. Жительница поселка Тинской Нижнеингашского района размещала в «Одноклассниках» объявление о предоставлении кредита на выгодных условиях и просила сделать предоплату на банковский счет за содействие в его получении. В результате пострадало 19 граждан.
И это далеко не полный список примеров.
– За раскрытие каких резонансных дел вам хотелось бы похвалить следователей?
– Например, одно из последних – разбойное нападение на инкассаторов в Красноярске. Или разбойное нападение на предпринимателя в Емельяновском районе. Хочу отдать должное грамотным действиям следователей и оперативных сотрудников, которые раскрывали эти преступления. Хищения денежных средств из банкоматов. Гастролеры совершили преступления в 10 регионах России, но задержали их в Красноярском крае.
А в феврале следователи СЧ ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю направили в суд уголовное дело в отношении генерального директора строительной организации ООО «КрасЗападСибСтрой», похитившего более 748 миллионов рублей дольщиков. Кстати, тема долевого строительства до сих пор актуальна. В июле у нас возбуждено уголовное дело в отношении директора нескольких строительных фирм, который по своему усмотрению распорядился привлеченными для строительства деньгами участников долевого строительства и подрядных организаций. В результате пострадали более 500 дольщиков. Сумма ущерба составила почти 835 миллионов рублей.
– Это одно из сложных дел?
– Дела, связанные с экономикой, все сложные, потому что нельзя сразу сделать вывод о виновности лица. На это требуется время. По последнему уголовному делу, например, проведены обыски по месту жительства руководства и в офисе. В ходе обысков изъяты бухгалтерская документация, компьютерная техника. Устанавливаются и допрашиваются потерпевшие. Проводится масштабная работа по осмотру объектов, изучению и анализу проектно-сметной, исполнительской документации. Но следователь всегда встречается с инициативной группой дольщиков, информирует о ходе следствия. Люди не должны быть в неведении.
– В ленте новостей можно увидеть информацию о раскрытии преступлений, совершенных пять или десять лет назад. Можно ли с уверенностью сказать, что каждое преступление рано или поздно будет раскрыто, и преступник наказан?
– Работа над раскрытием преступлений не заканчивается. Дела, совершенные в прошлые годы, фактически не лежат на полке, мы по ним работаем. Бывает, что возникают новые обстоятельства или находится подозреваемый, объявленный в розыск, и работа по делу возобновляется. Неотвратимость наказания – главная цель нашего труда.
– Что бы вы пожелали работникам следствия в профессиональный праздник?
– Прежде всего – любви, благополучия, спокойствия в доме и поддержки близких. Человек успешнее работает, зная, что есть крепкий тыл. И конечно – успехов в работе. Чтобы у следователей не исчезало желание помогать людям.
Из истории
Образование следственного аппарата началось, когда подготовленным Петром I именным указом 25 июля 1713 года была создана первая в истории отечественного государства и права «майорская» следственная канцелярия, положившая начало развитию специализированных органов следствия России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 дата основания этой канцелярии – 25 июля – была утверждена в качестве Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации.
6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее – МВД СССР). По сути, введение этого указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.
История Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю тоже насыщена событиями. В июне 1963 года был образован следственный отдел в составе УООП Красноярского крайисполкома, а при горрайорганах начали действовать следственные отделения.
Фото пресс-службы ГУ МВД России по Красноярскому краю