В первые месяцы войны в Красноярске стали производить оружие для фронта. На паровозоремонтном заводе с октября 1941 года начался выпуск минометов БМ-82. С помощью специалистов, прибывших из ленинградских предприятий, конструкцию минометов улучшили. Результаты были утверждены в Москве и рекомендованы для всех предприятий Наркомата минометного вооружения.
В июле 1941 года Красмаш передали в подчинение Наркомата вооружения, а в ноябре на запад отправили уже первый эшелон пушек, собранных из привезенных с других предприятий деталей. Основной продукцией здесь стали автоматические зенитные установки 61-К, 70-К, миномет 52М, авиабомбы ФАБ-100. Зенитками Красмаша было сбито 70 % вражеских самолетов в годы войны.
Красноярский механический завод принял оборудование Онежского машиностроительного предприятия Наркомлеспрома – с 1943 года он стал называться завод № 863. Основным видом военной продукции стали корпусы 122-мм снарядов. Спустя много лет напишут, что за годы войны на предприятии был установлен рекорд по выпуску продукции – и коллектив был удостоен переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны СССР… Но современному человеку сложно даже представить, на что приходилось идти людям для достижения подобных показателей.
Как рассказывала НКК Евгения Мордовина, которая в шестнадцать лет пришла на завод, у станков по 12 часов в смену стояли подростки и женщины. Юная Женя быстро разобралась в механизмах станка, который обтачивал снаряды. Только вот соседняя машина смущала – слишком часто оказывалась незанятой: людей не хватало.
– Станок стоит, значит, снарядов производится меньше, а если мы их меньше делаем, то как победим фашистов? – такая мысль упорно крутилась в голове у вчерашней школьницы.
Она приняла решение работать сразу на двух станках. 27-килограммовую «заготовку» снаряда девушке приходилось подхватывать одной рукой и запускать в станок. Очень скоро эта рука стала черной и покрылась металлическими занозами.
– Приходили домой – и просто валились с ног, – вспоминает Евгения Павловна. – Уснул, встал – и опять пошел на работу. На остальное времени просто не хватало.
Работа на нескольких станках становилась нормой. Вдохновленные примером молодой девушки, на заводе создали специальное движение многостаночников – их называли «жаковцы» (девичья фамилия у Жени была Жакова). Примеру коллег с военного завода № 863 стали следовать по всему краю.
Фото предоставлено Красноярским краевым краеведческим музеем