«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами из сибирских школ своими наработками в преподавании. «Учить учителя» звучит как тавтология, но в реальности даже у самых опытных школьных педагогов есть вопросы, которые они хотели бы задать университетским преподавателям.
Например, в школе не особенно углубляются в тему актиноидов и лантаноидов — химических элементов из самого конца таблицы Менделеева. Это, скорее, предмет университетского образования. Поэтому лекция кандидата химических наук Евгения Гербера вызвала большой интерес у школьных преподавателей химии. Евгений подробно рассказал, чем занимается его лаборатория — изучением таких редких элементов, как америций, калифорний и нептуний.
В основном эти элементы применяются в ядерной промышленности, но, как оказалось, им есть место и в повседневной жизни. В частности, калифорний — самый дорогой на сегодняшний день металл — возможно, поможет человечеству одержать победу в борьбе над онкологическими заболеваниями. Его стоимость варьируется в пределах 4 млн долларов за грамм, но производится он в очень маленьких объемах, всего несколько миллиграммов в год. В натуральном виде его в природе не существует, получить можно только в лабораторных условиях.
Нужно ли этому учить детей? Тут учителя, собравшиеся на «Весенней школе», однозначно отвечают — «да». Как говорят преподаватели, сегодняшние дети значительно более профориентированы, чем их родители. Например, будущие медики готовятся к поступлению в вуз уже с 8-го класса, и им такие знания очень пригодятся.
Это лишь часть очень большой темы, которая затрагивает возможности применения актиноидов в обыденной жизни. Даже для химического факультета МГУ это пока неизведанное поле деятельности, но перспективы их изучения огромны, — говорит Евгений Гербер.
Другая тема, которая вызвала интерес и активное обсуждение, — это участие школьников в различных олимпиадах. В России ежегодно проводится более 500 химических олимпиад. Они делятся на три группы по сложности, победители некоторых из них могут даже без экзаменов поступить на ведущие химфаки страны.
Олимпиадное движение в России представляет собой систему соревновательных мероприятий в различных предметных областях, включая и химию. При этом олимпиада —соревнование не только между участниками, но и между их наставниками. Каждый олимпиадный тренер вкладывает в подготовку своих воспитанников много времени и сил, чтобы подготовить команду, которая займет как можно больше призовых мест. Сергей Старых, тренер сборной команды Москвы по химии, в своей лекции описал сложности, с которыми сталкиваются участники и способы подготовки к разным типам олимпиад: решение практических задач, лабораторные эксперименты, теоретическую подготовку.
Надеюсь, эта информация поможет преподавателям в подготовке лучших химиков нашей страны. Главное для меня — донести важность участия в таких образовательных мероприятиях, которые могут стать первым шагом в воспитании нового поколения ученых, тем более в таком необходимом предмете, как химия, — отметил Сергей Старых.
Кроме этого учителя края прослушали лекции московских преподавателей о взаимосвязи карбоновых кислот, эфиров и спиртов с моющими средствами, об атомистике и электролизе, а также разобрали самые спорные моменты итогового тестового экзамена (ЕГЭ) по органической химии.
Образовательные интенсивы «Школа учителей» позволяют педагогам из первых уст узнать о достижениях современной науки. Исследователи делятся этой информацией с учителями, которые затем передают ее детям. Кроме этого, это платформа для общения, обмена мнениями и опытом, а в конечном итоге – возможность сделать подготовку будущих абитуриентов медицинских и химических вузов более качественной и эффективной.