Качественные знания может дать только хорошо подготовленный педагог, находящийся в постоянном поиске путей саморазвития. Только тот, кто сам постоянно учится, способен научить другого. Поэтому одним из важнейших направлений нацпроекта «Образование» является создание системы профессионального роста учителей.
Этот нацпроект реализуется с 2019 года, его конечная цель – к 2024 году вывести нашу страну в десятку ведущих государств мира по качеству общего образования. Один из инструментов – создание национальной системы профессионального роста – должен охватить не менее половины всех учителей. Сам проект состоит из десяти федеральных, шесть из которых имеют региональную составляющую.
Один из них – «Учитель будущего» – напрямую направлен на поддержку молодых педагогов. В нашем крае планируется, что к 2024 году не менее 70 % педагогов в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы. Для достижения этих показателей в регионе проводится образовательный курс «Цифровая грамотность педагога», фестиваль ассоциации молодых педагогов Красноярья, грантовый конкурс краевого министерства для школ и др.
Придумай и реализуй
Молодые педагоги (в возрасте до 35 лет) могут получить финансовую поддержку на реализацию своих идей. В регионе ежегодно проводится традиционный грантовый конкурс для проектных команд учреждений образования.
Субсидия может достигать 300 тысяч рублей и покрывать оплату услуг или работ, связанных с созданием образовательных программ, модулей или курсов, методических материалов, транспортные, полиграфические и иные расходы. Деньги также можно использовать для повышения квалификации участников команды. Сейчас прием заявок уже завершен – победителей выберут в конце года.
А в 2021-м в конкурсе приняли участие 27 образовательных учреждений из 12 муниципалитетов края. В числе победителей проект железногорского детсада «Теремок» «Best practices – сибирский вариант». Он направлен на повышение престижа профессий дошкольного образования, для этого проводятся обучающие и профориентационные мероприятия, организуется школа наставничества для воспитателей. «Научись у других, попробуй сделать сам» – такой девиз выбрали разработчики для своего проекта.
Молодые педагоги из сосновоборской школы № 5 в прошлом году благодаря победе своего проекта «Мобильная коворкинг-зона «WeWork» получили более 200 тысяч рублей на обустройство нового пространства, которое стало местом сбора ассоциации молодых педагогов, штабом совета старшеклассников, клубов по интересам, то есть новой точкой роста и творчества для учителей и учеников.
Образование – это творчество
Минобразования и Творческий союз учителей Красноярского края уже проводили совместный образовательный курс «Цифровая грамотность педагога» и продолжают работать в этом направлении. В начала августа прошла очередная Летняя школа для молодых педагогов. В ней приняли участие более 70 педагогов, в том числе 33 молодых специалиста из Красноярска, Ачинска, Бородино, Минусинска, Емельяновского района, из соседних Иркутска и Новосибирска. Они делились друг с другом своими наработками и слушали лекции опытных коллег.
Вообще, тема наставничества и передачи важных знаний молодым педагогам является ключевой для развития образования. Так, в федеральном проекте «Современная школа» одной из основных задач является плановое повышение профессионального мастерства. Сегодня каждый третий педагогический работник края имеет в качестве средства своего профессионального развития индивидуальный образовательный маршрут.
Опыт региона в этом плане признан одним из лучших в стране. И в рамках проекта «Региональный методический актив» лучшие педагоги сопровождают деятельность своих менее опытных коллег.
В профессию со школьной скамьи
В становлении новой системы школьного образования ключевой является роль педагогических вузов. Например, в Красноярском педуниверситете имени В. П. Астафьева студентов обучают по обновленным программам. При этом вуз осуществляет научно-методическое сопровождение психолого-педагогических классов, которые созданы в школах.
Также в крае применяется механизм целевого обучения. В минобразования края сообщили о значительном расширении географии муниципалитетов, которые использовали возможности такого подхода. На сегодня с КГПУ заключено 169 целевых договоров с образовательными организациями из 41 территории. Самые активные Зеленогорск, Красноярск, Канск, Минусинск, а также Березовский, Нижнеингашский, Боготольский, Богучанский, Партизанский и Пировский районы.
Работай, совершенствуйся, не отвлекайся
В школах остро стоит проблема дефицита кадров – учителей не хватает в отдаленных районах. Однако некоторые главы территорий не спешат использовать предлагаемые возможности – так, в 20 муниципалитетах, несмотря на явный дефицит, работа по привлечению педагогов практически не ведется.
Одним из факторов, отпугивающих молодых педагогов от школы, является чрезмерная бюрократическая нагрузка. С 1 сентября Минпросвещения РФ до минимума сократило перечень документации, которую должен заполнять учитель.
С нового учебного года обязательными к заполнению являются рабочая программа и классный журнал. Причем за основу учитель может взять программу Минпросвещения и не разрабатывать собственную. Педагоги в кружках и секциях также должны будут заполнять журнал внеурочной деятельности, а классные руководители – планы воспитательной работы. Вся остальная документация ложится на плечи административных работников школ.