Учитель на миллион Поможет ли кадровая арифметика решить проблему с дефицитом педагогов в крае?

Учитель на миллион Поможет ли кадровая арифметика решить проблему с дефицитом педагогов в крае?
Фото Олега Кузьмина

С 2020 года школы небольших населенных пунктов, численностью до 50 тысяч человек, смогут принять участие в новой федеральной программе «Земский учитель». Правительство РФ выделило на нее более 4 миллиардов рублей. Предполагается, что это позволит привлечь на существующие вакансии более 4 тысяч педагогов. Эти учителя получат по 1 миллиону рублей подъемных. А те, кто отправится преподавать в Дальневосточный федеральный округ, – по 2 миллиона.

Должны быть универсальными

В министерстве образования края отмечают: дефицит учителей есть везде – и в городских, и в сельских школах: мы попали в «демографическую волну», когда количество учеников существенно возросло. Кроме того, меняется программа, строятся новые школы. Можно предположить, исходя из демографической ситуации, к 2022 году количество вакансий и вовсе увеличится в разы.

А вот число учителей, которых обучают в крае, не соответствует потребностям.

В педагогических колледжах с недавнего времени подготовка предметников не ведется. Количество бюджетных мест в вузах определяет Министерство науки и высшего образования РФ, и контрольные цифры – несмотря на просьбы об их увеличении – меньше, чем нужно, в разы.

Сможет ли изменить ситуацию «Земский учитель»? Увы, тоже нет.

– Красноярскому краю дали всего 13 мест на программу, – отмечает Елена Крохмаль, руководитель отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования края. – Мы планируем обратиться в Министерство просвещения РФ с просьбой об увеличении квот для нашего региона.

Почему Красноярскому краю, второму по площади в РФ, где расстояния между ближайшими населенными пунктами достигают сотни километров, дали такое количество квот, непонятно. К примеру, соседняя Новосибирская область, с населением почти на 100 тысяч меньше, сможет отправить в школы небольших поселков 50 педагогов.

Хочется надеяться, что смешная для нашего огромного края цифра в 13 человек все же изменится в большую сторону. Не говоря уже о том, что часть наших школ находится в районах с суровым климатом, труднодоступных, и далеко не каждый согласится туда переехать без дополнительных мер поддержки.

Прием заявок на «земских учителей» от школ в министерстве образования вели всего неделю. Откликнулось немногим более 280 школ из 42 муниципальных образований. Заявки распределились следующим образом: английский язык – 80, математика – 60, русский – 52, начальные классы – 30.

Получается, что в наибольшем дефиците учителя английского языка.

Примерно до середины апреля следующего года в министерстве будут принимать документы, а итоги подведут в мае. Трудовой договор должен быть заключен до 20 июля. До середины декабря 2020-го выплату в 1 миллион переведут на счет педагога. Потратить ее можно будет на любые цели.

По условиям, участвовать в конкурсе могут педагоги в возрасте до 55 лет включительно. При отборе будут обращать внимание и на категорию – она должна быть не ниже первой или высшей, и на возможность дополнительно вести кружки или секции.

– Мы бы хотели найти на вакансии специалистов, владеющих актуальными компетенциями, которые реально не только закрыли бы учебные часы, но и помогали школе решать другие задачи, связанные с повышением качества обучения, формированием современных образовательных результатов школьников – это, к примеру, и цифровая, и экономическая грамотность, – отмечает Елена Крохмаль. – Перечень вакантных должностей будет размещен на общем федеральном портале программы «Земский учитель». Со своей стороны, учебное заведение должно обеспечить нагрузку не менее 18 часов в неделю и – это уже наше региональное дополнение – постараться обеспечить жильем.

Чтобы получить максимальный эффект от появления в районе хорошего педагога, у муниципалитетов будет стоять задача попробовать под него сделать особое расписание – такое, чтобы он мог обучать ребят соседних населенных пунктов. Такая практика в крае уже есть – учителя в этом случае обеспечивают отдельным транспортом. Есть и другие варианты: на базе зимнего лагеря организуют «погружение» – выделяется несколько дней, в течение которых дети приезжают и обучаются, к примеру, английскому языку, причем самым сложным, ключевым темам.

 Выше среднего

На сайте министерства образования края в конце августа был опубликован список вакансий. Требовалось около тысячи педагогов.

В поселке Павловщина Сухобузимского района, к примеру, не хватало учителя английского языка. Там решили проблему нетривиальным способом. Отправили на переобучение учителя русского языка и литературы. А пока учить ребят неправильным глаголам ездит педагог из соседней школы.

Руководителю школы Яне Бурцаевой идея программы «Земский учитель» кажется очень хорошей:

– Даже если у нас появится свой учитель английского языка и на следующий год все вакансии будут закрыты, то проблему с кадрами это не снимет. У меня сейчас 24 педагога, из которых всего двое-трое в возрасте до 40 лет. Пятерым – до 50. Остальные старше, причем есть и те, кому за 60 и даже за 70 лет. Если несколько из них решат одновременно уйти на заслуженный отдых, возникнет коллапс.

Найти сразу несколько человек, которые будут готовы уехать даже не в самый отдаленный населенный пункт, дело непростое. А сколько таких школ в крае? Но и превращение учителя другой специализации в педагога английского – неоднозначная инициатива.

– Одной программой проблему с кадрами в крае не решить, – поясняет Елена Крохмаль. – Поэтому мы стараемся использовать различные способы, в том числе и переобучение педагогов по разным направлениям. Что касается английского языка, то там изначально необходим хороший уровень знаний: прежде чем начать обучение, педагоги сдают тест. Разработанная Красноярским институтом повышения квалификации программа включает около тысячи академических часов. После переподготовки учителя должны достичь уровня Upper Intermediate, то есть выше среднего. Это дает им право преподавать английский в младшей и средней школе. Подобные программы переобучения есть и для тех, кто в дальнейшем будет преподавать астрономию, физику, биологию.

Несколько лет назад на то, отличает ли ученик, к примеру, простое прошедшее время от прошедшего совершенного, можно было не обращать внимания: далеко не всем был необходим английский. Но уже в 2022 году в отдельных регионах РФ планируется ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. А это означает, что не сдавшему экзамен ученику просто не выдадут аттестат.

Сейчас на федеральном уровне ведется активная дискуссия: часть депутатов Госдумы и родительское сообщество считают, что такая новация преждевременна: образовательная система регионов просто не готова к обязательному ЕГЭ по иностранному языку.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но