Учителей посадили за парты

Чтобы научить правильно взаимодействовать с детьми со сложной судьбой

Учителей посадили за парты Чтобы научить правильно взаимодействовать с детьми со сложной судьбой
Фото Олега Кузьмина

«Ты родной ребенок или приемный? Я что-то такое невероятное спрашиваю сейчас? Что ты рыдаешь?» Такое обращение пожилой учительницы одной из школ Дальнего Востока к школьнице вызвало резонанс: случаем заинтересовалась и прокуратура, и администрация учебного заведения. Женщина удивлена такой реакции: она заметила дырку на свитере девочки и всего лишь хотела научить ребенка опрятности.

Ситуацию можно расценить как своеобразный индикатор отношения к детям из приемных семей. И оно типичное для многих педагогов по всей стране. Изменить его в нашем регионе решили психологи из краевого Центра развития семейных форм воспитания.

Не до учебы

Специалисты уверены: необходимо работать со сложившимися стереотипами о сиротах, научить учителей другим методикам общения с ними. Психологи начали проводить выездные семинары, чтобы в школах и техникумах стало проще всем – и педагогам, и воспитанникам.

– В течение многих лет на «родительских гостиных», на других встречах с родителями приемных детей красной нитью проходит эта тема – отношения в школе, – поясняет Ольга Абросимова, директор краевого Центра развития семейных форм воспитания. – Такие дети отличаются от других – и особенностями поведения, и имеющимися отклонениями в здоровье, и низкой успеваемостью.

Родители при всем старании не всегда могут им помочь, особенно если ребенок вплоть до подросткового возраста находился в детском доме. В итоге он нередко становится изгоем в своем классе. Сверстники издеваются. Учителям он не нравится, потому что портит показатели успеваемости и не отличается дисциплинированностью. Родители одноклассников тоже против ребенка из детдома, который «не такой» и может негативно повлиять на их детей, «из нормальных семей». Ситуацию нужно менять.

Образование таких детей становится настоящей проблемой и для родителей. Многие из них совершенно не понимают, что делать. Как, к примеру, отдавать ребенка в 4-й класс, если он до сих пор читает по слогам и демонстрирует такой поражающе низкий уровень знаний об окружающем мире, что даже обычный шестилетка кажется на его фоне академиком?

Иван Иклюшин – руководитель альянса инициатив «Россия без сирот», воспитывающий приемного подростка, в своем интервью рассказывал НКК: родителям нужно понимать – чтобы помочь ребенку, им нужно будет приложить колоссальные усилия:

– У детей-сирот, как правило, нет мотивации учиться лучше, они привыкли снижать свою нагрузку. Первое время ребенок находится в состоянии хронического стресса – ему непонятно, как сложится его жизнь в семье, ему вообще не до учебы. Поэтому мы по своему опыту уже можем сказать, что лучше всего в первые полгода не давить на ребенка с учебой. Больших успехов вы все равно не добьетесь….

Чаще всего школа не может предоставить каждому индивидуальную программу обучения. Легче поместить ребенка в спецучреждение. Получается, что учебные заведения в нашей стране не готовы к приему таких детей. Например, есть гиперактивность, но причины ее возникновения совсем не те, что у обычных детей. Учителя не понимают этого. Основная тяжесть обучения ложится на родителей.

«Вы – не такие»

Но если педагоги будут знать хотя бы некоторые особенности психологии таких детей, станет легче всем: им самим, родителям, их приемным детям.

– Очень полезная программа, – считает Светлана Еремцова, руководитель ассоциации замещающих семей Красноярского края. – У такого ребенка по-иному выстроена система ценностей, неосторожное слово педагога – даже, казалось бы, невинное – может больно ранить и вызвать бурную реакцию.

К примеру, ребенок под опекой, но всегда звал воспитывающую его женщину мамой и относится к ней соответствующе. А учительница в классе при всех сказала: «Это не мама твоя, а опекун». Или когда в школе устраивают психологическое тестирование приемных детей. Двух детей из класса вызывают, в то время как остальные смеются над ними: мы-то домашние, а вы – «не такие».

И они на самом деле «не такие». У них есть определенные особенности психики – вследствие тех испытаний и травм, которые пришлось перенести. Их вызывающее поведение – это чаще всего защитная реакция. Долгое время эти дети воспитывались в такой среде, где нельзя быть милым и послушным, это был вопрос выживания. Там приходилось культивировать совсем другие качества, поэтому он стал таким, а не потому, что у него определенные «гены».

Елена Ермошенко, психолог Центра развития семейных форм воспитания, старается объяснить это учителям на выездных семинарах, научить иным способам взаимодействия:

– Наша психика так устроена, что, если все силы тратятся на адаптацию, приспособление к окружающему миру, никакие знания просто не усвоятся. Взрослый может это легко представить: сегодня у него случилось большое несчастье, а завтра ему надо сдавать экзамен. Получится ли что-то выучить? Нет. Для ребенка очень важны три фактора: безопасность, стабильность, предсказуемость. Как только эти три фактора будут обеспечены, тогда и все остальное изменится. Но есть и те учителя, которые считают, что все должны понимать сразу, и у них нет возможности искать иные пути.

После наших занятий изменения происходят, но есть и педагоги «старой закалки», которым это не очень интересно. Потому что придется работать в первую очередь над собой. Меняться, признавать, что ты раньше был не прав, учиться чему-то новому. Далеко не все это хотят делать. Но значительная часть учителей все же слышат меня: понимают, что ребенок ведет себя так не потому, что он «вредный, противный и ему ничего не надо».

Наверняка в каждой школе немало педагогов, профессионализм которых и без занятий позволяет найти подход к ребенку даже с очень сложной судьбой и «плохим» характером. Но мы верим, что и у других будет возможность пересмотреть сложившиеся подходы. Ради тех, кому не очень повезло в жизни с самого начала и кто так нуждается в доброте и безусловном принятии.

Поучаствовать в образовательном проекте Центра может любое среднее и среднее специальное учебное заведение края. Достаточно оставить заявку на проведение выездных семинаров по адресу: opeka24@mail.ru, или позвонить по телефону 8 (391) 230-00-63.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности