Почему ребенок из детского дома, не задумываясь, берет чужие вещи? Какие диагнозы в медицинской карте нового члена семьи невозможно будет снять никогда, а с какими успешно справляются? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить в «Школе приемных родителей». Обучение там – обязательный этап для всех, кто хочет взять под опеку или усыновить ребенка.
Поделиться опытом
Не посещать эти занятия разрешено лишь отдельным родственникам детей, к примеру, бабушкам и дедушкам. Но даже им специалисты, исходя из своего профессионального опыта, советуют все же пройти обучение.
– Одной из главных задач школы является профилактика вторичного сиротства – возвратов ребенка из семьи в детское учреждение, – поясняет Ольга Абросимова, директор Краевого центра развития семейных форм воспитания. – Такие случаи наносят сильнейшую психологическую травму детям. В процессе работы психологи школы помогают кандидатам принять окончательное решение: утвердиться и принять ребенка или оставить эту мысль на время, а может быть, и навсегда. Школа – это шанс для будущих родителей сверить свои мотивы со способностью полюбить ребенка и сделать все возможное, чтобы он рос в благополучных условиях и чувствовал за своей спиной надежный тыл.
Но с кандидатами работают не только психологи. Юристы знакомят с основами законодательства в сфере защиты прав детей. Врачи рассказывают об особенностях здоровья детей, которые волею судьбы оказались в детском учреждении. И это очень важно: лишь немногие родители понимают, с какими именно проблемами придется столкнуться и как их вообще можно решить.
Наверное, один из самых ценных элементов занятий – возможность пообщаться с уже состоявшимися приемными родителями.
Оксана Сагдеева вспоминает, что когда-то много лет назад на обучении для нее самым «цепляющим» стало именно общение с такой мамой, которая рассказывала о своем опыте.
Сейчас она сама мама троих приемных детей, которые уже выросли (младший из них оканчивает школу). И никогда не отказывается, чтобы прийти, ответить на вопросы тех, кто только начинает свой путь.
– Есть определенные вопросы, которые задают обязательно, из года в год, – говорит она. – Очень важно для многих узнать, когда ребенок начинает называть мамой. Когда я взяла первых детей, сказала им, что буду счастлива, если они назовут меня мамой, но можно звать и Оксаной, и Оксаной Валерьевной. Но они ровно два месяца вообще не называли никак: просто «я пошел туда-то», и все. А помог случай. В поездке вдруг услышала, как они зовут: «Мама, иди сюда!» Это моя сестра попросила их: «Позовите маму!» И вот после этого случая как прорвало – «мам, мама» – по многу раз в день. Я поняла, что детям сложно произнести это слово – особенно если они помнят своих родителей, и говорю сейчас будущим приемным родителям, что им нужно помогать детям, как бы подталкивать.
Снять диагнозы
Другой популярный вопрос, который обязательно волнует каждого кандидата, это наследственность. Что вырастет из такого ребенка? Вдруг он пойдет по пути своих родителей, которые так и не смогли побороть тягу к спиртному? А как быть с диагнозами?
Оксана Сагдеева вспоминает, что и у нее тоже были основания для беспокойства. Она хотя и не считала для себя приемлемыми меры по тотальному контролю, но следила за детьми. За тем, куда они ходят после школы, кто их друзья. Прошли годы, и сейчас уже можно с большой уверенностью предполагать, что судьбу родителей они все же не повторят.
– Дочь ждет второго ребенка, и я вижу, что она очень добрая, внимательная, заботливая, занимается со своей дочерью, – отмечает Оксана. – Сын получил образование, работает. Кстати, о диагнозах: когда его переводили из поселка в городской детский дом, повезли в Красноярск на ПМПК. И им дали старшие ребята совет: чтобы их не перевели – не отвечать на вопросы. Мой так напритворялся, что ему «установили» большие проблемы со здоровьем, его отдали в коррекционную школу. Потом пришлось снимать эти диагнозы.
Но не у всех процесс адаптации и последующей жизни в новой семье проходит гладко. И об этом тоже рассказывают, потому что знать наверняка, с чем придется столкнуться, невозможно.
Поэтому, пройдя обучение, часть кандидатов понимает, что в данный момент ребенок из детского дома им вообще не по силам, или они пока не готовы к новому члену семьи. Но есть и те, кто только укрепляется в своих намерениях, и никакие сложности их не пугают.
Несмотря на пандемию, обучение в школе только за 10 месяцев этого года прошли почти 900 человек. Хотя некоторые изменения в работе, конечно, произошли: группы сейчас набирают немногочисленные, но ведутся они параллельно, чтобы не пришлось долго ждать своей очереди. Если речь идет об удаленной территории, то там занятия в дистанционном формате.
Однако полностью на «удаленку» никто не переходит: в программе не только лекции специалистов, но и множество тренингов, которые эффективно проводить именно очно.
Записаться на консультацию можно по телефону 8 (391) 212-99-60.
Папа, мама, я вас жду!
Сегодня мы познакомим вас с двумя братиками.
Артем К., июнь 2017-го. Общительный, эмоциональный, добродушный мальчик. С большим удовольствием играет в машинки, собирает крупные пазлы, мозаику. Принимает активное участие в спортивных и музыкальных мероприятиях.
Максим К., июль 2010-го. Доверчивый, открытый, подвижный мальчик. Хорошо учится в школе. Любит заниматься спортом, рисовать, петь, является первым помощником воспитателя. Занимается в столярной мастерской.
Анкеты этих и других детей, мечтающих о новой семье, – на сайте Краевого центра развития семейных форм воспитания www.opeka24.ru.
По вопросам усыновления, оформления опеки (попечительства) и записи на занятия в «Школу приемных родителей» можно обратиться по телефону в Красноярске 8 (391) 212-99-60, ул. Парижской Коммуны, 33.