Участники – эксперты, члены рабочей группы Общественной палаты Красноярского края – обсудили правовые, социальные и образовательные аспекты проблемы. Ситуация сложилась острая, если ничего не предпринимать сегодня, вандализм приобретет характер эпидемии. Многие скверы, которые благоустраивались в Красноярске в прошлом году, значительно пострадали. Общий ущерб составил более 3 млн рублей. Никого из нарушителей задержать не удалось. На сотни тысяч рублей наносят урон городской казне «граффитисты». На днях на проспекте Мира выломали новый фонарь, причем сделали это с особой жестокостью, методично выбивая конструкцию из бетона. Вандализм опасен тем, что создает основу для других преступлений. Ведь если хулиганы видят, что за порядком никто не следит, они готовы и дальше нарушать закон.
И кнут, и пряник
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. Порча почтовых ящиков, битье стекол домов, рисование краской на фасадах, парковки транспорта на газонах… Жители городов выделяют вандализм как значимую проблему, но как с ней бороться?
В Енисейске, который готовится к своему юбилею, 17-летние подростки испортили исторические здания – дом купца Флеера, торговые ряды усадьбы Баландина, дом купца Савельева. Вандалов поймали, что пока редкий случай. Но наказание они понесли незначительное, в сотни раз меньше реального ущерба. По статье 214 УК РФ в зависимости от тяжести преступления вандалам грозит до 40 тысяч рублей штрафа и обязательные работы до 1 года. Но на практике хулиганы отделываются минимальным штрафом. По словам руководителя рабочей группы Общественной палаты края Александра Чернявского, очевидно: наказание слишком мягкое, чтобы кого-то напугать:
– Не менее важная проблема – раскрываемость этих преступлений. Она весьма низкая, чтобы говорить о неотвратимости наказания.
Александр Чернявский предложил рассматривать вандализм более широко, чем порча имущества, осквернение памятников, погостов:
– Все начинается с брошенных окурков, с тех же владельцев собак, которые не убирают за своим питомцем. Я вижу решение проблемы в координации усилий разных сторон. И работать необходимо по всем направлениям. Чтобы нарушители чувствовали неотвратимость наказания. Но нужен не только кнут. Поэтому важно повышать и уровень культуры жителей.
Марк Денисов, уполномоченный по правам человека в Красноярском крае, подчеркнул:
– Нужно создать режим максимального общественного давления и непримиримости к проявлениям вандализма. Положительный опыт у нас в стране есть, ведь еще десять лет назад пьяный за рулем считался чуть ли не героем, а сейчас отношение изменилось кардинально.
Объединить усилия
Юрий Москвич, член совета по культуре и просвещению при губернаторе Красноярского края, предложил создать документ – этический кодекс горожанина:
– Нужен общественный бойкот некультурных поступков. Ведь из-за вандалов тормозится развитие городов края.
Андрей Копытов, советник председателя правительства Красноярского края, уточнил, что речь не идет об искоренении вандализма, идеалистических заблуждений тут нет:
– Вандализм – трагедия больших городов, рост агрессии, которая выплескивается таким образом жителями, неизбежен. Но мы можем сузить масштаб последствий. Задача состоит в том, чтобы управлять ситуацией, контролировать масштаб проблемы. Есть многолетний опыт крупных мировых столиц. Например, Нью-Йорка, Лондона, Стокгольма. Можно обратиться к их методикам.
Вера Оськина, депутат Законодательного собрания края, обратила внимание на роль общественности в решении проблемы:
– Это в том числе вопрос солидарности жителей города, мы должны объединиться, почувствовать себя одной семьей. И вместе лучше заботиться о том месте, где живем, о наших городах.
Фотографии газеты «Енисейская правда» и Александра Паниотова