Образование долгие годы было базовой ценностью нашей страны. Многие выпускники дореволюционных гимназий, потом советских школ отличались глубиной знаний, совершали прорывы в науке, технике, культуре. Но вдруг мы стали сдавать свои сильные позиции, отказываться от накопленного опыта, метаться в разные стороны, заимствуя всевозможные «прогрессивные» методики – как показала практика, не всегда лучшие и эффективные. Результаты не заставили себя ждать. Стало понятно: с таким отношением к обучению не стоит ждать, что наши дети со временем вырастут специалистами мирового уровня, способными вернуть Россию в число ведущих промышленных, научных держав. Поэтому в стране появился нацпроект «Образование», который начал действовать с этого года.
Цитата:
– В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. <…> Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде… навыкам жизни в цифровую эпоху. Обязательно будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей. И, конечно, нам нужно выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе.
Владимир Путин
Главная цель нацпроекта: Россия должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. На практике это означает, что любой российский ребенок вне зависимости от места его жительства должен иметь доступ к самым передовым обучающим ресурсам.
Цель масштабная, работа непростая. Что для этого необходимо? И как проект будут осуществлять в нашем регионе? Об этом рассказала министр образования края Светлана МАКОВСКАЯ.
Большая стройка
Важнейшие задачи – обновление материально-технической базы, строительство новых школ, поддержка многодетных семей, талантливых детей, обеспечение равных возможностей, привлечение молодых педагогов в школу, создание современной образовательной среды…
По словам министра, уже 1 сентября учеников примут две большие школы на 1 280 мест каждая в красноярских микрорайонах Солнечный и Покровский, где из-за бурного роста жилищного строительства вопрос нехватки мест для школьников стоит особенно остро.
Также новые школы появятся в Канске (на 550 учеников), в деревне Петропавловка Курагинского района (115 мест), в поселке Усть-Авам на Таймыре (100 мест). До конца текущего года планируется сдать еще три учебных заведения – в микрорайоне Преображенский краевого центра на 1 280 мест, селе Большой Унгут Манского района (60 мест) и Зеледеево Емельяновского района для 50 школьников и 30 дошколят.
Светлана Маковская сообщила, что в ближайшие дни минобразования края направит заявку на 2020–2022 годы. Власти региона планируют получить федеральное софинансирование на строительство еще нескольких школ в растущих красноярских микрорайонах – Бугач, 8 Марта, Метростроитель, Солнечный.
В ведомстве отмечают, всем новым учебным заведениям выделяются средства для оснащения дополнительным учебным оборудованием, ведь школа должна соответствовать современным стандартам. Крайне важно, чтобы и педагогический состав также держал высокую планку.
– Мы меняем инфраструктуру, но понимаем, что в нее должны прийти новые, подготовленные педагоги, – сказала Маковская.
Сегодня регион испытывает кадровый дефицит в сфере образования, нагрузка на одного учителя увеличилась. Педагогические вузы пока не могут полностью обеспечить потребность в кадрах. Но проблему пытаются решить – на федеральном уровне разрабатываются дополнительные меры поддержки молодых специалистов, размер заработной платы педагогов привязан к средней по экономике. Появляются новые образовательные формы, которые привлекают молодежь.
Цифровая среда
В ближайшее время в городах края с населением свыше 60 тысяч человек появятся современные образовательные центры – кванториумы. Пока такой центр есть только в Красноярске. Но уже скоро в Ачинске, Зеленогорске, Железногорске, Норильске, Канске и Минусинске для ребят будет создана уникальная среда, где под началом высококлассных специалистов можно будет заниматься инженерным делом, изобретательством, промышленным дизайном, робототехникой, альтернативными источниками энергии и т. п. Важно, что создание центров финансируют не только федеральный и региональный бюджеты, но и привлекаются инвестиции компаний. В Ачинске, к примеру, кванториум будут создавать вместе с металлургами, а в Зеленогорске и Железногорске – с госкорпорацией «Росатом». Причем это не только финансовые вливания – производственники организуют для учеников мастер-классы, будут знакомить с отраслевой спецификой.
Все школы будут постепенно двигаться по пути создания цифровой образовательной среды: в перспективе повсеместно высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории. Большое внимание уделят системе повышения квалификации учителей, модернизации профобразования, чтобы поднять престиж рабочих профессий.
Не забыли в проекте и про родителей. Федеральное Министерство просвещения планирует создать единый портал для мам и пап, где они смогут связываться с педагогами, получать консультации. Также в планах – организовать в регионах центры скорой психолого-педагогической помощи родителям.
Как уже говорилось выше, все это делается для того, чтобы обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования. Но константа всех планов – ребенок в центре внимания. Важно помочь ему найти свое место в жизни, чтобы он мог проявить себя.