В Законодательном собрании на заседаниях комитетов продолжается обсуждение плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Красноярском крае в 2015 году. Этот вопрос уже рассматривался на заседании комитета по бюджету и налоговой политике, теперь пришла очередь комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. Докладывал по этой теме заместитель председателя правительства края – министр экономического развития и инвестиционной политики Виктор Зубарев. В целом, по мнению чиновника, в крае ситуация стабильная, хотя упреждающие меры принимать необходимо.
Известные события последних месяцев в значительной мере отразились на состоянии отечественной экономики. Произошло резкое ослабление рубля, удорожание кредитов, выросла инфляция, обострились проблемы с импортозамещением. Краевые власти сразу же начали реагировать на изменившуюся ситуацию. Была создана рабочая группа, куда помимо членов правительства вошли депутаты Законодательного собрания. Результатом ее деятельности стал комплекс антикризисных мер, который уже одобрен губернатором края.
Импульс для развития
Этот план предусматривает несколько основных мероприятий. Во-первых, необходимо обеспечить сбалансированность регионального бюджета, а это означает его корректировку со всеми вытекающими последствиями (урезание некоторых госпрограмм и так далее). Во-вторых, предлагаются меры по стабилизации экономики и развитию предпринимательства. Сюда входит создание условий для ведения бизнеса, различные преференции и льготы. В-третьих, нужно поддержать отрасли, которые наиболее уязвимы в период кризиса. К ним следует отнести сельское хозяйство, строительство, лесной комплекс и транспорт (в части обеспечения северного завоза). Кроме того, важным блоком выступают меры по сдерживанию роста потребительских цен, обеспечению занятости населения, доступности социально ориентированных услуг.
Если же говорить о состоянии экономики, то наш край по большинству показателей пока держится неплохо. Продолжается рост промышленного производства, уровень безработицы ниже аналогичного периода прошлого года. Правда, вызывает серьезное беспокойство инфляция. Но правительство постоянно отслеживает ситуацию, предпринимает зависящие от него меры. Так, было подписано соглашение с крупными ретейлерами, которые договорились не повышать цены на 20 позиций основных товаров. Постепенно налаживается кооперация сетей магазинов с краевыми производителями. Для населения организуются ярмарки выходного дня, на которых по приемлемым ценам реализуется местная продукция. В прошлом году было проведено 4 тысячи таких мероприятий.
Обсуждение доклада Виктора Зубарева сводилось не столько к вопросам, сколько к конкретным пожеланиям и рекомендациям. Например, депутат Сергей Зяблов обратил внимание на то, что сегодня важно проводить мониторинг всех задолженностей и принимать активные меры по их ликвидации. Кроме того, Сергей Филиппович предложил проанализировать все постановления правительства, касающиеся сборов в отношении бизнеса, которые не столь эффективны для бюджета, но тягостны для предпринимателей. Возможно, следовало бы на время от них отказаться, чтобы придать импульс развитию экономики. Необходимость поддержки малого и среднего бизнеса выразили также депутаты Владимир Демидов и Сергей Попов. А Андрей Колесников указал на то, что важнейшей лесной отрасли в представленном плане уделено, по его мнению, незаслуженно скромное внимание.
Павел Семизоров акцентировал внимание коллег на том, что крупные сети, заключившие соглашение по сдерживанию цен на 20 основных видов товаров, по большей части представляют Красноярск. Претензия парламентария заключается в том, что правительству следует думать не только о городе, но и обо всем крае. В ответ Виктор Зубарев заверил, что некоторые ретейлеры представлены во многих населенных пунктах нашего региона. Но в дальнейшем планируется работа и с мелкими сетями.
Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко заявил, что нужны революционные изменения по многим направлениям экономики. По словам парламентария, если все останется по-прежнему, через четыре месяца в крае не будет зерна для производства муки.
– Кемеровский губернатор уже запретил вывоз зерна, а у нас он продолжается, – сообщил Валерий Иванович. Эта позиция была поддержана многими его коллегами.
Депутат Михаил Козлов акцентировал внимание на упадке регионального ликеро-водочного производства. По его мнению, только на потере акцизов краевой бюджет теряет миллионы рублей. Председатель комитета Анатолий Матюшенко и вовсе предложил запретить ввоз на территорию края «чужой» спиртосодержащей продукции.
Долговая политика
Министр финансов Владимир Бахарь представил депутатам информацию о состоянии государственного долга и долговой политике в Красноярском крае.
По словам Владимира Викторовича, фактическое поступление доходов в 2014 году составило 148 млрд рублей, или 100,3 % от утвержденного плана. Из них налоговые и неналоговые доходы достигли 115 млрд рублей, безвозмездные поступления – 33 млрд рублей. Что касается расходов, то они составили 170,5 млрд рублей, или 93 % от плана. Неисполнение вызвано тем, что под конец года поступили федеральные средства на строительство перинатальных центров в Ачинске и Норильске в размере 5,7 млрд рублей. Поскольку возведение объектов предусматривается за рамками 2014 года, эти средства перешли в остаток. Кроме того, не все мероприятия были завершены в рамках развития Нижнего Приангарья, и произошло недоисполнение по собственным расходам, которое связано с недопоступлением доходов. Дефицит по итогам 2014 года составил чуть больше 22 млрд рублей, хотя был запланирован в объеме 32,5 млрд.
Плановый объем госдолга на 2014 год был предусмотрен в размере 76,6 млрд рублей. Таким образом, удалось снизить плановое значение почти на 8 млрд рублей. По словам Владимира Бахаря, в прошлом году была проведена плотная работа с федеральным Министерством финансов, и помимо дотации, которая была выделена в рамках компенсации выпадающих доходов от деятельности консолидированных групп налогоплательщиков (около 5 млрд рублей), были получены еще два кредита в сумме 2,7 млрд и 3,1 млрд рублей. Благодаря этому удалось выйти на замещение коммерческих кредитов.
Государственный долг Красноярского края
· облигации – 43,8 млрд рублей (64 %);
· банковские кредиты – 13,6 млрд рублей (19 %);
· бюджетные кредиты – 9,1 млрд рублей (13 %);
· гарантии – 2,2 млрд рублей (4 %).
Особое внимание министр обратил на то, что сегодня не все банки готовы кредитовать в тех объемах, которые были определены на 2015 год. А те, которые готовы, предлагают процентную ставку 25 % годовых. Это серьезная проблема, поскольку, когда принимался бюджет на текущий год, на обслуживание закладывалась ставка 10–12 %. В этой связи краевой минфин планирует более плотно работать с Федерацией в части получения бюджетных кредитов. Уже есть информация, что регионам будет выделено порядка 160 млрд рублей на замещение коммерческих кредитов.
Кроме того, правительство края планирует не занимать у коммерческих банков в первое время и по возможности сдвинуть капитальные расходы на вторую половину года. Также чиновник сообщил, что сегодня ведется работа с компаниями, присутствующими на территории края. Дело в том, что на начало года образовалась значительная переплата налогов. В связи с этим достигнута договоренность о том, что предприятия не будут проводить зачеты переплат, а сделают более мягкий график, чтобы краю было проще пройти тяжелый период. Это позволит сэкономить на обслуживании госдолга.
В завершение своего доклада министр финансов сообщил, что в начале января была утверждена программа правительства по долговой политике. В документе прописаны цели, задачи и показатели, которые минфин намеревается достичь. Один из основных показателей – выйти на конец 2017 года с объемом госдолга не более 50 % от собственных доходов.
Депутаты попросили уточнить: наращивание доходов краевого бюджета на 15–20 млрд рублей ежегодно – это расчеты или политическая установка? Владимир Бахарь ответил, что это задача, поставленная губернатором. Также парламентарии поинтересовались, какова вероятность получить бюджетный кредит. Чиновник сказал, что в условиях, когда финансовая ситуация резко поменялась, это вполне реально.