Профессия журналиста – это постоянные командировки. Тысячи, десятки тысяч километров исколесили я и мои коллеги по дорогам Красноярья в поисках интересных тем для репортажей. С годами многое меняется, познается в сравнении. Автотрассы действительно становятся лучше. Путь в Канск уже давно не напоминает танковый полигон, как, кстати, и улицы самого города. Что-то похожее на автобан наблюдается в направлении Ачинска. Но вот стоит съехать в сторону… Ямы, колдобины, трещины в асфальте. В бюджете на ремонт этих, чаще всего межпоселенческих, дорог просто не хватило денег. И, что самое печальное, по нашей собственной вине.
1 миллиард 100 тысяч рублей – сумма задолженности красноярцев по одному только транспортному налогу. Это именно те деньги, что должны были поступить в дорожный фонд региона и пойти на ремонт краевых автомагистралей. На мосты, развязки, разметки, дорожные знаки. Не поступили. И мы имеем то, что заслужили.
Конечно, рано или поздно доберутся и до них. Но вот когда – через год, два, пять лет? Ведь все можно было сделать гораздо быстрее, уже сегодня. Обновить, заасфальтировать 200 километров муниципальных дорог стоит 1,6 млрд рублей. Практически сопоставимая сумма. В следующем году – еще 200. И так далее. Вдобавок к тем, что и так строятся из бюджета. Но не получается. И сплошь и рядом на разбитых в хлам трассах – проколотые шины, ушатанные подвески и аварии, аварии… Иногда, к великому сожалению, с человеческими жертвами. Не слишком ли велика цена вопроса?
Забывчивость, лень, странный принцип – как еще объяснить тот факт, что мы не хотим платить не такой уж большой налог, размер которого не идет ни в какое сравнение с ценой, уплаченной автовладельцем за своего железного коня? Что тогда остается? Крепче за баранку держись, шофер. И костери за ямы и продавленный асфальт не власти, а самого себя. Еще лучше – пойди и заплати то, что положено по закону.
Пальмы подождут
Наверняка не одному мне, а многим пассажирам, вылетающим в феврале прошлого года в Таиланд, запомнилась эта молодая пара. Уж так им хотелось скорее попасть в тропический рай, что в 30-градусный мороз они пришли к стойке регистрации в шортах. Чтоб, значит, потом не переодеваться. Поторопились. За мужчиной числилась весьма большая задолженность перед казной, и выезд за пределы Российской Федерации ему закрыли. Пропавшие деньги, испорченные планы, настроение хуже не бывает – и все потому, что не соблюдал налоговую дисциплину. Куда уж он потом в своих шортах пошел – бог весть…
И ладно бы в числе злостных неплательщиков были те, кто едва сводит концы с концами. Совсем наоборот! Вполне обеспеченные, с достатком люди, которым хватает и на хорошее жилье, продукты, музыкальную школу ребенку, частного репетитора, и на автомашину, и на путевку в тот же Таиланд.
– Как правило, в массе своей причина, по которой люди не платят налоги, – это не бедственное положение, – говорит Елена Ловандо, главный судебный пристав Красноярского края. – Все-таки наши земляки, красноярцы, когда действительно у них возникает проблема, в состоянии ее решить. Значит, «не хотим». Вот самый свежий пример: оплата долга в размере 700 тысяч рублей, в том числе по налоговым сборам. Люди узнали о своих невыездных отношениях на пограничном контроле. Билеты были сданы, отпуск испорчен. Но деньги они внесли сразу!
Шведский опыт
В советские, перестроечные годы нам на все лады твердили о преимуществах так называемого шведского социализма. Все-то у них хорошо: и дороги, и образование, и медицина. Бедных нет совсем, за исключением тех, кто сам сознательно оторвался от общества. Но при этом почему-то всегда упускали одну крохотную, но все объясняющую деталь. Налоги, которые шведы исправно платят. В сравнении с нашими там дерут три шкуры. И ничего. Под раздачу попадают не только супербогачи, но и средний класс. Заработал – делись. Такой у них принцип и безукоризненная налоговая дисциплина.
Шесть миллиардов рублей – такая дыра в бюджете образовалась из-за неуплаты налогов только за первые полгода. К концу будет 12 миллиардов? Эх, что мы могли бы построить на эти деньги! Одна сельская поликлиника в три этажа, на 800 посещений в день, стоит 300 миллионов рублей. Напичкать ее самым современным оборудованием (компьютерные томографы, аппараты УЗИ, ЭКГ, флюорографии, физиотерапии и т. д.) – еще 120 миллионов. Пять детских садов на 135 мест стоят 750 миллионов рублей. Одно ясно уже сейчас: мы упускаем свои возможности, не хотим развиваться сами и при этом ругаем власти.
У этой медали есть и другая сторона. Зарплата в конвертах – это практически стопроцентная гарантия остаться к пенсии у разбитого корыта. Ах, она будет нескоро? Помилуйте, время летит так, что не заметишь. XXI век все-таки, скорости зашкаливают…
Взносы работают
Есть, конечно, и добросовестные налогоплательщики. Более того, их основная масса. Куда идут эти взносы, какую пользу вы от них получаете? Здесь не будет лишним напомнить, что именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный бюджет — кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды.
Статья 69 Бюджетного кодекса РФ подробно регламентирует такие ассигнования. И можно выделить несколько направлений расходования бюджетных средств:
1) финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);
2) содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);
3) обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;
4) финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);
5) субсидирование, предоставление дотаций и ссуды для жилищно-коммунального хозяйства;
6) содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);
7) содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
8) строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
9) пенсионное обеспечение;
10) организация отдыха и спортивных мероприятий и т. д.
Это лишь некоторые направления расходования бюджетных средств, но отсюда уже можно сделать вывод о необходимости уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства, выход его из кризиса, что сейчас немаловажно. Для предпринимателей добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – успех в бизнесе. А для граждан сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне.
Комментарии
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, губернатор Красноярского края:
– В сегодняшних условиях жесткого формирования бюджета налоговая задолженность в консолидированный бюджет края достигла шести миллиардов рублей. Это недопустимо. Налоговая задолженность, налоговая недоимка – это самое неприемлемое для государства и общества экономическое преступление. В крае должна быть сформирована атмосфера полной нетерпимости к таким фактам. Экономика только тогда может быть эффективной, когда все участники процесса в равной мере выполняют свои налоговые обязательства. Более 80 процентов доходов консолидированного бюджета региона формируются за счет налоговых поступлений. Снижение налоговой задолженности позволит в запланированном объеме направлять бюджетные средства на финансирование отраслей социальной сферы, в том числе на строительство дорог, детских садов, спортивных сооружений, на ремонт школ, обеспечение медицинских учреждений.
Раиса КАРМАЗИНА, депутат Госдумы от Красноярского края:
Конечно, укрывательство от налогов, недоплата налогов — это преступление, потому что за счет налогов платятся пенсии, работают школы и больницы, поддерживается порядок.
Но есть и еще один аспект проблемы, забывать о котором не стоит.
Порядка 70 процентов нашей экономики оформлено на оффшоры, практически все крупнейшие компании в стране ведут свою деятельность в оффшорах и зарегистрированы там. Вообразить себе подобное в любой западной стране, начиная с США, просто невозможно. Да, они используют оффшоры в своих финансовых схемах, за что и получают периодически по голове. Но при этом, чтобы фирма Microsoft была не американская, а оффшорная, такого не может быть, потому что не может быть никогда. В то же время мы имеем с Кипром соглашение об избегании двойного налогообложения. А почему? А потому что на Кипре оформлены многие металлургические заводы. Так не пора ли поменять эту ситуацию с оффшорами?
Бизнес вернется в Россию и будет платить налоги в том случае, если ему это будет выгодно. Мы приняли законы, которые позволяют капиталу вернуться в Россию. Мы продлили так называемую налоговую амнистию до 2017 года. В то же время многие промышленные, транспортные и сельскохозяйственные компании в Красноярском крае много лет имеют мощные социальные программы и вкладывают деньги не только в производство, но и в своих работников, несмотря на высокие налоги. И, как ни странно, дела у них идут не хуже, чем у тех, кто любит прибегать к оффшорным схемам.
Александр ПЕТРИК, заместитель руководителя УФНС по Красноярскому краю:
– Задолженность в консолидированный бюджет Красноярского края на 1 июля 2016 года составляет 5,7 млрд рублей. Это только по налоговым обязательствам, без пени и штрафов. Эта задолженность подразделяется на задолженность юридических и физических лиц. Задолженность юридических лиц составляет 3,8 млрд рублей. Физических, проживающих на территории Красноярского края, – 1,9 млрд.
Основная проблема в том, что большой удельный вес задолженности у нас – невозможный к взысканию из-за того, что более 60 процентов, более двух миллиардов рублей числится за предприятиями-банкротами.
Что налоговая служба предпринимает для того, чтобы обеспечить администрирование и сборы этой задолженности? В соответствии с Налоговым кодексом мы выставляем требования физическим лицам, чтобы дать им возможность в добровольном порядке уплатить задолженность. И в случае если физическое лицо не исполняет данное требование, мы уже готовим материалы для вынесения судебного решения. Судебные приказы переходят в службу судебных приставов, в которой их уже исполняют. То есть работают в части ареста имущества граждан, которые имеют задолженность перед бюджетом края, предпринимают и другие меры воздействия на должников.