Современный человек никогда и нигде не может ощущать себя в безопасности. Вместо мира на всей земле мы каким-то странным образом получили мировой терроризм, побороть который не получается ни у одной страны. Ведь сама мысль, что люди могут зверски истреблять себе подобных, пропадет, только когда на всей планете вырастет поколение, готовое защищать свою страну и в то же время уважать другие. Об этом в том числе говорили на уроке мужества «Сибирь – Кавказ. Тропой героев» на форуме «Современные системы безопасности – Антитеррор».
«Наших детей помнят»
Нурбаганд Нурбагандов, скромный 62-летний учитель физики и математики из села Сергокала Республики Дагестан, стоит на сцене выставочного комплекса «Сибирь», перед ним – более 400 мальчишек и девчонок в форме.
Воспитанники кадетских корпусов, военных кафедр вузов, патриотических клубов внимательно слушают те слова, которые он тщательно подбирает.
На стене павильона – глаза в глаза – висит большой портрет его сына – Героя России лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова. О нем знает вся страна, даже если и не помнит имени. Именно он в июле 2016 года сказал на камеру террористам, которые заставляли его призвать своих коллег бросить службу, те самые два слова: «Работайте, братья». И после этого был убит.
Нурбаганд Нурбагандов говорит о том, как важно оставаться верным своему долгу до конца, как важно воспитывать своих детей правильно, чтобы и в самый сложный момент они могли сделать единственно верный выбор. В это время за его спиной мамы погибших героев, чьи фотографии также вывешены на стене павильона, украдкой утирают глаза.
Видно, что всем это мероприятие дается непросто – но оно очень нужно, чтобы понимать, какой важный вклад ежедневно, ежеминутно вносят сотрудники полиции и военные, охраняющие наш мирный сон. За всем происходящим наблюдает в прямом эфире все село Сергокала, с ним установлен телемост. Там видны старейшины и девочки в белых кружевных фартуках. Именно школу, из которой ведется вещание, когда-то окончил Магомед с золотой медалью. Сейчас его именем названа главная улица села.
– В нашей семье не было военных, – делится Нурбаганд Нурбагандов. Ему сложно говорить о сыне, но рассказывать нужно – так живет память о нем. – Магомед учился очень хорошо, потом легко поступил в университет, сознательно выбрал юрфак. Окончил университет с красным дипломом, а потом говорит мне: я знаю закон, я должен сделать так, чтобы его соблюдали, – я должен ради закона работать. И пошел в полицию, хоть и было в то время тяжело. Он говорил: ни дня не жалел, что сделал такой выбор. У меня две дочери, внуки, у Магомеда остались двое детей, старшему 9 лет, сейчас он говорит, что обязательно будет работать в полиции.
Магомеду был всего 31 год. Как и многим героям, которые навсегда остались молодыми. И для родителей такой урок мужества, как сказал Нурбаганд Нурбагандов, дорогого стоит: это знак, их детей знают, чтят и помнят по всей России.
После всех торжественных и трогательных слов, которые были произнесены за эти почти школьные 40 минут, наступило время минуты молчания. Все мальчишки и девчонки, сняв головные уборы, замерли, и павильон погрузился в напряженную тишину.
– Мы думали, все прошло, войны кончились, – сказал Александр Шадрин, ветеран войны в Афганистане, глядя на ребят, которые потихоньку расходились после мероприятия. – Нет, все случилось – у нас самих в Афганистане, у наших детей в Чечне, мой сын и племянник были там. И такие уроки нужны сейчас, очень нужны. Не потому, что мы растим военных, нет. Они нужны, чтобы все вокруг понимали: рано или поздно нам придется защищать родину.
Фотографии Вадима Кофмана