Уроки примирения О чем стоит подумать в год столетия Октября

Уроки примирения О чем стоит подумать в год столетия Октября

Начало 2017 года само по себе обратило общее внимание к Октябрьской революции. Хотя 7 ноября уже давно не «красный день календаря», но вековой юбилей станет поводом для многочисленных дискуссий, которые сейчас только начинаются.

За два постсоветских десятилетия об этом событии было сказано чрезвычайно много и в предсказуемом ключе – «плюс» менялся на абсолютный «минус». В начале 90-х впервые прозвучало словосочетание «октябрьский переворот», что означало начало этой реакции. Советская мифология, за семь десятилетий отточенная до совершенства, до того, что каждый более-менее старательный школьник мог пересказать весь красный катехизис без запинки, выворачивалась наизнанку: все значимое представлялось незначимым, огромное – ничтожным, герои мгновенно становились негодяями, негодяи – героями, палачи – жертвами, описания радостной зари новой жизни сменились описаниями ужасов чрезвычаек, и так до бесконечности… Кто кем был на самом деле – вопрос точки зрения. Скажем, люди, которые расстреливали царскую семью, в том числе детей и прислугу, при любом режиме не заслуживают поклонения, которое они имели при Советах (Войков – ближайший пример), но суть даже не в этом.

От революции до революции

В последнее десятилетие ХХ века в нашем сознании происходило примерно то же, что и в его начале, – мир становился с ног на голову. Формально то, что произошло в Петрограде с 25 на 26 октября, действительно можно назвать переворотом, путчем, узурпацией и пр., но по сути это была революция, поскольку она коренным образом изменила жизнь и сам образ России. Иностранцы, да и многие наши мыслители, называли максимализм одной из неотъемлемых черт русского характера – видимо, изрядная доля правды в этом есть. Если что-то у нас меняется, то меняется коренным образом – история наших представлений об Октябрьской революции.

Сам Великий Октябрь стал закономерным следствием той гражданской войны, которая уже несколько десятилетий бушевала в сознании подданных Российской империи. Внешние события – войны, кризисы и пр. – были катализаторами, и не более того. Кстати, тогда же, в 90-х, впервые прозвучал еще один призыв – считать всех нас жертвами той грандиозной смуты. В пример приводили Испанию (а заграница тогда была единственным и универсальным примером), где поставили памятник всем погибшим в гражданской войне и с «той», и с «этой» стороны, – помирились, простили, забыли… Призыв этот прошел мимо ушей защитников и разрушителей «идеалов революции». Но сейчас, когда энергия прошлых баталий стремится к минимуму – прежде всего потому, что приходят другие «злобы дня», – призыв не только услышан, но даже объявлен генеральной линией.

Генеральная линия

Столетие революции стало официальной датой. Еще в конце декабря президент подписал распоряжение о подготовке к проведению мероприятий, посвященных юбилею. Ассоциации «Российское историческое общество» поручено образовать профильный организационный комитет, разработать план и т. д. Однако направление и характер предстоящих официальных мероприятий понятны уже сейчас. Еще в послании к Федеральному собранию Владимир Путин сказал, что воспоминания об этих великих потрясениях – повод еще раз обратиться к самой природе и причинам революции. Общество нуждается в глубоком и честном анализе этих событий, отметил президент России. По его словам, недопустимо тащить раскол, обиды и злобу в нашу сегодняшнюю жизнь, а также спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи, на какой бы стороне баррикад ни оказались тогда наши предки. Путин также подчеркнул: никто не может запретить людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации, но при этом призвал к укреплению единства российского народа и заявил о недопустимости спекуляции на трагических страницах российской истории и внесения раскола в современное общество.

– Давайте будем помнить, что мы единый народ и Россия у нас одна… Уроки истории нужны нам для примирения, – сказал президент.

Такова официальная позиция. Насколько реальны эти возможности для примирения? И вообще кому, с кем и в чем стоит искать примирения?

Страна-сказка

По-моему, одно из главных заблуждений последнего времени состоит в том, что историю своей страны надо изучать, чтобы ею гордиться. Это такая же глупость, как «либеральный» антипод этого лозунга – историю своей страны надо изучать, чтобы ее стыдиться. (Проводящееся с 2001 года исследование центра социально-политического мониторинга РАНХиГС так и называется: «События прошлого или настоящего России, вызывающие стыд».) На самом деле любая история любой страны – а тем более такой, как наша, – дает более чем достаточно поводов для гордости, стыда и прочих чувств. Главное, что при таком подходе история переводится из области рациональной в сферу личных переживаний – хотя бы потому, что и гордость, и стыд как раз таковыми и являются. Начиная с 90-х у нас шла борьба двух мифологий об Октябре и том, что было вследствие его.

В 1992 году вышел на экраны документальный фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли», сразу ставший культовым. Название киноленты пошло в народ, превратившись в устойчивый оборот речи. Но самое главное, фильм положил начало одному из трех (помимо коммунистического и либерального) мифов о России. Перед нами предстает сказочная – благочестивая, нравственная, богатая, успешная – страна, которой предстояло великое будущее. Но явилась кучка негодяев во главе с германским шпионом Лениным, которая всю эту чудесную сказку разрушила, и над Россией опустилась ночь коммунизма. Здесь я пересказываю не столько сам фильм, сколько его отражение в массовом сознании. Не ошибусь, если скажу, что именно с подачи Говорухина в стране началась массовая мода на реконструкции той самой «потерянной России» – взрослые люди начали играть в «ихних благородий», создавать дворянские собрания, устраивать балы, шить себе белогвардейские мундиры, дабы впоследствии дефилировать в них, представляя «воинство света». На самом деле в картине прозвучал один вопрос, на который, по сути, не обращали внимания: «Как так случилось, почему Господь отнял у людей разум, как можно было разграбить и уничтожить такую богатую страну?» Конечно, ответ пробовали искать, но в том же сказочном формате: вот если бы опломбированный немецкий поезд с Ильичом вовремя остановили, если бы Корнилов добрался до столицы, если бы Ленина, Троцкого и особенно Сталина предварительно пристрелили и т. д., то все было бы иначе.

Теперь в общем-то понятно, что иначе не получалось, и виной тому не стечение обстоятельств, а многолетние глубинные процессы, подтачивавшие основы всего здания.

А вот совсем свежая цитата – и по тому же поводу. Демограф, профессор Анатолий Вишневский рассуждает: можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию?

«Не переходя к сослагательному наклонению, скажем лишь, что она не была предотвращена. Кто ее не предотвратил? Прежде всего государственная власть. Она считала себя сильной и пользовалась массовой поддержкой, несмотря на булавочные уколы, исходившие от всякого рода отщепенцев, с которыми она легко справлялась. Революция – урок для власти, для ее понимания того, что значит быть «сильной» и чего стоит порой «массовая поддержка».

Текст этот опубликован в непримиримо-оппозиционной «Новой газете», и потому вполне понятно, что значат намеки на призрачность «массовой поддержки». Вряд ли можно назвать «отщепенцами» мощные боевые организации террористов, опоэтизированные прогрессивной общественностью, а десятилетия предреволюционного террора, жертвами которого становились в том числе высшие чиновники, родственники царя и, наконец, сам царь, – «булавочными уколами». Но главный посыл, по-моему, верный: государство не смогло защитить себя и потому несет ответственность за Октябрь куда большую, чем «отщепенцы». Революция по сути была не попыткой изменить порядок, а покушением на государственность, которая – если народ не хочет дождя из горящей серы на свою голову – должна оставаться вещью абсолютно бесспорной и непререкаемой для всех. Это один из главных уроков события, произошедшего почти сто лет назад. О других уроках поговорим позже.

Формально то, что произошло в Петрограде с 25 на 26 октября, действительно можно назвать переворотом, путчем, узурпацией и пр., но по сути это была революция, поскольку она коренным образом изменила жизнь и сам образ России

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре