Уроки русского

У детей одна национальность – ученик

Уроки русского У детей одна национальность – ученик

В Красноярской школе № 16 перемена. Ребятишки носятся в холле первого этажа, играя в салочки. В сторонке важно стоят более старшие ученики – в кучку собрались киргизы, узбеки и русские, что-то рассматривают в смартфоне, обсуждают, делятся впечатлениями. Это учебное заведение, пожалуй, самое многонациональное в Красноярске. Здесь из 915 человек 564 иностранца, учатся ребята 13 этносов. Дружат, находят общий язык.

Что от меня хочет учитель?

В этой школе вот уже 20 лет существует центр адаптации детей-инофонов. В 2000 году в Красноярск начали массово прибывать мигранты из бывших советских республик. Приезжали семьями. Дети, как полагается, шли в школы. Все бы ничего, но преподавание у нас ведется на русском, которого ребятишки, приехавшие из Киргизии или Таджикистана, не знали.

– Был языковой барьер: учитель не знает ни турецкого, ни узбекского, ни таджикского, а ребенок не говорит по-русски, – рассказывает директор школы № 16 Людмила Жарич.

Очень важно, что школа тогда не отказалась от детей-инофонов, а решила найти с ними общий язык. Так был создан первый в крае центр адаптации детей мигрантов. Он оказался очень востребован: учебное заведение находится на улице 26 Бакинских Комиссаров, как раз рядом с рынком КрасТЭЦ, где работали родители учеников. Естественно, что и селились мигранты в этом районе.

– Сначала в центре проводили только занятия по русскому языку. Ребята пять часов сидели на уроках, а затем два-три часа занимались русским языком, – продолжает Людмила Анатольевна. – Дети в игровой форме учили названия предметов, учились делать покупки в магазине, общаться по-русски.

Конечно, не все получалось сразу. Но когда инофоны заговорили на понятном учителям языке, педагоги вздохнули с облегчением.

20 лет прошло, но занятия в центре адаптации продолжаются и сегодня.

Мигранты прибывают и прибывают в Красноярский край, образовательные услуги очень востребованы у иностранцев. Сейчас в центре каждый год обучается 180 ребят. И не только учащиеся школы № 16. Сюда принимают детей начальной школы со всего города – главное, чтобы они приезжали на занятия.

Анара, Сизим, Муниса и Ырыскель

В центре адаптации уже начались занятия. Сегодня специально для нас ребята приготовили инсценировку сказки «Кот в сапогах». Нарисовали декорации, прилепили на трубочки главных героев и учатся говорить за них по-русски. Именно так – в игровой форме – осваивают дети азы великого и могучего. И для русских-то ребятишек непростого языка, а уж для иностранцев – тем более!

Затем рассаживаются за парты и начинают разбирать слова, напечатанные на полосках бумаги. Им нужно составить пары слов с противоположными значениями. Сразу скажу – получается не у всех. Сложно.

– Я с этими детьми с первого класса занимаюсь, – поясняет нам преподаватель начальных классов и педагог дополнительного образования центра Ирина Андрющенко. – Все дети хорошие, нет разницы, какой они национальности. У меня в классе из 29 человек всего пять русские.

Ирина Анатольевна с мигрантами 20 лет работает, замечает: за эти годы многое изменилось. Раньше все объясняла на пальцах, а сейчас ребята приходят в школу уже хоть с минимальным, но знанием русского языка.

Да и сами дети на наши вопросы отвечают бойко. Представляются:

– Я Даша, я в России родилась.

– А мы – Анара, Сизим, Муниса, Сайхуна – приехали из Киргизстана.

Ребята хвалятся своими успехами: научились читать с выражением, составлять слова в пары. Кого-то русскому языку мамы учили, а кто-то в детском саду осваивал лексику, кому-то друзья на улице помогали.

Педагоги говорят: окружение играет очень большую роль в изучении языка.

Но еще многое предстоит узнать и выучить этим детям. У каждого свои «хотелки». Кто-то желает книги на русском читать, а кто-то мечтает уже об освоении английского языка. А ученик Ырыскель (киргиз по национальности) вдруг выдает:

– Татарский хочу знать. У меня друзья татары.

Как говорит директор, занятия в центре дают отличные результаты. Гордость школы – выпускница, которая на ЕГЭ получила 94 балла по русскому языку. А ведь начинала так же, как эти ребята, – в центре адаптации мигрантов.

Люди, которые живут в одном дворе с нами

Проблема социализации мигрантов есть, она никуда не уходит. Красноярская местная общественная организация «Киргизская национально-культурная автономия» с 2007 года занимается адаптацией своих соотечественников, прибывших на сибирскую землю. А с 2010 года запустила особый проект – по обучению детей русскому языку и знакомству с местной культурой.

– Мы видели, насколько востребована адаптация детей. Все началось с жалоб местных бабушек на детей мигрантов, – рассказывает председатель совета Киргизской национально-культурной автономии Назгуль Батаева. – Где-то цветок сорвал, где-то камень в окно бросил. Это граждане другой страны, у них другой менталитет, но это люди, которые проживают с нами в одном доме, дворе. И если в глобальном плане межнациональных конфликтов в Красноярском крае нет, то бытовые споры не исключены.

Тогда Киргизская национально-культурная автономия взяла ребятишек, прибывших в Красноярск, под свое крыло: обучали русскому языку, организовывали досуг, приучали к труду. Начали с малого – уборки территории. Причем не делили мигрантов по странам исхода – принимали всех. Сейчас межнациональные субботники проходят в разных районах Красноярска. На уборку выходят и дети, и взрослые, студенты-киргизы, которые учатся в красноярских вузах.

Уроки русского языка продолжаются и сегодня. Но, как говорит Назгуль, сейчас появилась другая проблема: в киргизских семьях много детей, которые уже не знают родного языка. Теперь общественная организация продумывает, как привить им любовь к своей культуре.

Ликбез для выходцев из СНГ

В Красноярском крае есть и гранты, и субсидии для организаций, которые готовы оказывать услуги мигрантам. Например, ЧУДО «Школа «Ин.Яз.» оказывает детям-инофонам инновационную услугу – учит их русскому языку.

Девять лет проходят уроки, а языковая адаптация все так же востребована. Благодаря субсидии краевого агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития у иностранцев, прибывших из СНГ, есть возможность получать дополнительные знания по языку бесплатно.

– Занятия у нас проходят в центре Красноярска, на улице Краснодарской и на улице Щорса в детской библиотеке имени Сергея Михалкова, – рассказывает директор школы «Ин.Яз.» Татьяна Шубина. – Мы учим языку и детей, и взрослых. Для иностранцев это большая проблема – незнание русского.

По словам Татьяны Владимировны, тотальная неграмотность выходцев из СНГ – далеко не миф. На уроки к ней приходят молодые люди, которые не умеют читать и писать не только по-русски, но и на своем родном языке.

– Так уж случилось, что из Таджикистана или Киргизии его увезли ребенком. Там он еще не научился читать и писать, а в Красноярске не смог пойти в школу по разным причинам – и уже не научился, – рассказывает преподаватель русского. – И в 25 лет на наших уроках эти люди пишут первые слова.

В этом учебном году школа «Ин.Яз.» готова обучить 144 человека. В группах детей и взрослых еще есть места. Записаться на бесплатное обучение можно по телефону 8 (391) 208-10-12 или по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 78, корпус «А», 4-й этаж, вход с торца здания, с 11 до 20 часов. А также в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Мой русский язык».

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности