Есть профессии мужские, а есть женские. Мальчику хорошо быть водителем и директором, учили нас в детском саду, девочке – воспитателем и портнихой. А наоборот нельзя. Наоборот – это почему-то плохо.
Правда, почему, никто сказать не может, ведь, по сути, мы же живем в стране, провозгласившей равноправие полов, – летом этого года российским работодателям даже запретили указывать пол в объявлениях о вакансии. Тем не менее на мужчину с профессией «мастер маникюра» у нас до сих пор смотрят косо, а над женщиной-водителем посмеиваются, мужчина-педагог вызывает сочувствие, а женщина-министр – недоверие.
В красноярских кадровых агентствах случаи, когда работодатель желает нанять воспитателем мужчину или машинистом – женщину, называют «казусными» и говорят, что ситуаций таких крайне мало.
Специалист по подбору домашнего персонала кадрового агентства «Клиент-сервис» Марина Шмиголь вспоминает:
– Были у нас мужчины, которые работали гувернерами в неполных семьях, выполняя роль отца для мальчика, были и мужчины-сиделки. Но такие специалисты – это всегда эксклюзив, искать их приходится долго. Одна красноярская семья подбирала через нас водителя – именно женщину. Мотивировали свое желание тем, что женщины более аккуратно водят машину, пунктуальнее, им не страшно доверить детей. Вот, пожалуй, и все, что я могу вспомнить. В обществе есть некие стереотипы относительно мужских и женских профессий, и мы вынуждены им следовать.
Рекрутеры отмечают – несмотря на то что эмансипация давно уже перестала быть ругательным словом в России, о равноправии полов на рынке труда говорить еще рано: женщины начинают осваивать мужские профессии, когда те перестают быть сверхприбыльным делом. Мужчины же, наоборот, интересуются женской работой, только если профессия вдруг стала престижной, денежной и очень востребованной.
…Герои моего материала посмели плыть против течения и добились большого успеха в профессиях, которые, по мнению большинства, не свойственны их полу. Каково же это – занимать «чужое» место?..
Лебедем белым скользя по волне…
В Красноярске живет единственная на весь бывший СССР женщина – механик речных судов.
Любовь Степанькова отработала в речном флоте края 40 лет. Редкую для своего пола специальность выбрала случайно – говорит, когда в ремесленном училище № 2 предложили пойти на масленщика, решила, что будет просто механизмы смазывать. Но вышло совсем по-другому.
– Нас тогда пять девчонок таких «залетных» оказалось на этой специальности. Окончить-то все окончили, а вот механиком работать стала только я, – вспоминает Любовь Прокопьевна. – Тяжкий это труд для женщины. Но я всегда была там, где трудно. И всегда справлялась. Про себя говорила – докажу вам всем!
16-летняя Люба в 1942 году начала свою карьеру в машинном отделении «Большого Красноярска», быстро дошла до помощника механика. Говорит, мужики относились с уважением, не грубили никогда и даже матом при ней не ругались. Навигацию 1950-го она начала механиком теплохода «Туркменистан» – так в нашем крае появилась единственная на весь Союз женщина-механик.
«Туркменистан» в то время был «героическим» теплоходом – доставлял по Подкаменной Тунгуске топливо для Эвенкии, ходил до Кызыла. Любовь Прокопьевна со смехом вспоминает: в 1951 году, когда теплоход с помощью трактора готовился преодолевать сложнейший Большой порог Верхнего Енисея, главный инженер Енисейского пароходства, руководивший подъемом, приказал всем женщинам покинуть борт.
– Я тогда замешкалась… Как же судно без механика останется?.. Но главный инженер быстро вернул меня с небес на землю: вы, говорит, не женщина, вы – механик! Наверное, так и мужики про меня думали – в кино никто не звал, на свидания не приглашал. Пришлось брать инициативу в свои руки – приказала своему второму помощнику жениться на мне, и дело с концом, – рассказывает Любовь Прокопьевна историю своего замужества.
Второй помощник – Алексей Васильевич – скромно отмалчивается: с тем, что его жена настоящий главнокомандующий, давно смирился. Говорит, несмотря на решительный характер и мужскую профессию, жена она идеальная – и в доме прибрано, и еда вкусная, и детей вырастила на зависть всем.
62 года прожили супруги вместе! Воспитали трех дочерей, восемь внуков и десять правнуков.
– Праправнуков дождемся, – безапелляционно заявляет Любовь Прокопьевна. – Мы ведь живем без зла, людям только добро стараемся делать, значит, долго проживем.
О том, что всю жизнь трудилась на мужской работе, Любовь Прокопьевна не жалеет. Говорит, это ее место, по ее характеру. И всем молодым желает найти в жизни именно свою профессию, без оглядки на то, «женская» она или «мужская».
И за рулем машины – как на троне
В красноярском МП «КПАТП № 7» водителями автобусов работают сразу шесть женщин.
Директор предприятия Александр Оськин по этому поводу шутит: одна хоккейная команда уже есть, набираем вторую – стажировку в автоколонне проходит сейчас седьмая девушка. «Протоптала дорожку» на предприятие в 2008 году Марина Тит, следом за ней из троллейбусного депо пришла Елена Лорингель.
Александр Васильевич признается – непросто было поверить в женский профессионализм за рулем, но сейчас «нестандартными» водителями очень доволен: дисциплины не нарушают и работают ударно. А в прошлом году на всероссийском этапе конкурса профессионального мастерства среди водителей автобусов Марина Тит заняла первое место в дисциплине «Городские перевозки на автобусе марки «ЛиАЗ».
– Уделала мужиков, – улыбается директор.
Сама Марина ничего необычного в своей профессии не видит (у нее, кстати, открыты все категории в правах) – говорит, с детства мечтала управлять транспортом – хоть кобылу гонять, хоть за рулем сидеть, лишь бы водить.
– У меня в детстве даже кукол не было, – вспоминает Елена Лорингель, – одни машинки. И как тут водителем не стать?..
Свою работу девушки непосильной не считают: говорят, управлять современными автобусами, напичканными автоматикой, почти удовольствие. К пробкам относятся философски, а лето недолюбливают: очень уж тяжело в жару за рулем, приходится по нескольку раз в день обливать голову водой, чтобы не получить тепловой удар. В отношении к себе водителей других АТП ничего особенного не замечают: поблажек не дают, бывает, и нагрубят. Но и наши героини не принцессы, ответить тоже могут по-мужски хлестко.
– Главный профессиональный секрет – соблюдать правило трех «Д»: дать дорогу дураку, – рассказывает о работе Марина. – Никакого лихачества, ведь мы везем людей и в ответе за их жизни.
Недавно Марина и Лена ездили во Владивосток – пригнали себе по иномарке…
– Так хочется порой быть слабой, – вздыхает Лена. – Но кони все скачут и скачут, а избы – горят и горят…
– Что поделать – мужской у нас характер, – женственно улыбается красавица Марина.
«Доброе слово и корове приятно»
Удоям Виктора Гусева завидуют все краевые доярки.
С начала этого года Виктор получил с одной фуражной коровы 5 482 кг молока! Средний показатель по ОАО «Племзавод «Таежный», где трудится прославленный дояр, – 4 106 кг. А ведь считается, что уход за скотиной – это женское дело…
На ферме Виктор трудится практически всю сознательную жизнь – сызмальства помогал матери, а с 15 лет начал уже работать за зарплату – ухаживал за телятами. В 20 перевелся в операторы машинного доения – и вот уже почти два десятка лет своей профессии не изменяет.
– Нравилось с детства с животными работать, – скромно рассказывает Виктор. – А когда работа по душе, то и результат высокий.
В прошлом году Виктор Гусев занял второе место на краевом конкурсе операторов машинного доения, сейчас готовится ко всероссийскому этапу конкурса.
О секрете своего мастерства говорит так:
– Неважно, кто доит – мужчина или женщина, главное, чтобы к животному с душой относились. Корма хорошие и витамины – это тоже важно для надоя, но доброе слово – оно и корове приятно. Вот только, – сокрушается Виктор Гусев, – опыт свой передавать особо некому.
Доить коров для сельских девчонок нынче немодно, чего уж там про парней говорить…