Хотим изменить жизнь к лучшему, решать проблемы так, чтобы они и нас, жителей городов и поселков, устраивали, и в рамки возможностей власти укладывались? Не на глобальном уровне, на том, из чего складывается повседневность. Значит, нужно искать форматы взаимодействия, основанные на инициативе и желании услышать друг друга. У многих муниципалитетов есть собственный продуктивный опыт. Но и проблем тоже полным-полно.
Запрос на открытость власти
Чтобы обсудить лучшее и обменяться опытом, разобраться в сложностях и преодолеть преграды, в Красноярске собрались представители муниципальных районов и городских округов Алтайского, Забайкальского краев, Республики Хакасии, Новосибирской области. Яркий акцент в смысловое наполнение форума внесли делегаты от Тульской, Московской, Ростовской областей, Санкт-Петербурга, республик Коми, Татарстан, Башкортостан, ставших пилотными площадками по воплощению проекта «Открытый регион».
Живейший интерес собравшихся вызвала презентация идей и практик, разработанных в Красноярском крае. Например, директор Института муниципального развития Алексей Менщиков рассказал о «Школе управленческого резерва», цель которого – качественная подготовка кадров муниципального управления. Глава города Минусинска Наталья Федотова на примере реализуемого проекта «Открытая власть» подтвердила значимость общественных слушаний и доступа населения к информационным ресурсам и муниципальным услугам. Председатель молодежного правительства дублеров края Владимир Зубенко показал, как работает «Гарантийная библиотека дорожного строительства и ремонта» – открытая база данных, благодаря которой жителям проще оценивать сроки и качество выполнения дорожных работ. С особым вниманием присутствующие слушали главу Красноярска Эдхама Акбулатова – он разложил по полочкам все плюсы, которые получают жители краевого центра от интернет-очередей в детсады, электронной записи на прием к врачам и других реальных шагов крупнейшего муниципалитета к расширению диалога с гражданами.
Все эти наработки направлены на повышение прозрачности деятельности органов власти, вовлечение граждан в процесс принятия решений. И на создание условий для развития действенного общественного контроля.
Министр РФ Михаил Абызов, под патронажем которого тема открытости власти набирает обороты, еще раз подчеркнул особое значение этого в таких важных для людей сферах, как образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство.
– Необходимо от «работы с населением» перейти к взаимодействию с гражданами. Если этого удастся достичь, значит, мы на правильном пути, – отметил министр. – В целом я рад, что наша «библиотека» пополняется новыми инициативами. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это живые проекты, постоянно требующие совершенствования, развития. Поняв это, мы сможем качественно и оперативно отвечать на запросы людей.
Министра поддержал губернатор Лев Кузнецов:
– Создавая ресурс для обсуждения какой-либо актуальной темы, нужно максимально адаптировать его под людей, на которых он направлен. Только тогда мы сможем наладить полноценную обратную связь.
Гладко было на бумаге…
Конструктивный подход в работе форума, безусловно, преобладал. Однако и критических голосов раздавалось немало, в особенности на дискуссионных площадках. Например, в секции № 1, работу которой вел руководитель аппарата комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев. Известному знатоку нормативно-правовой базы местного самоуправления и соавтору многих законов порой непросто было ответить на вопросы людей, что называется, из гущи повседневной жизни – глав городов, поселков и сельских советов.
Глава Саяногорска Леонид Быков убедительно, на цифрах и фактах доказал: декларации федеральных властей относительно неусыпной заботы о нуждах муниципалитетов слабо обеспечены реальными делами. «Переадресация» налоговых потоков, произведенная Москвой, привела к тому, что город, бывший донором, превратился в дотационный. И это при том, что на его территории находятся Саяно-Шушенская ГЭС и два огромных завода.
О том, каких абсурдных размеров достигло диктуемое из федерального центра бумаготворчество, с горечью говорили глава Новобирилюсского сельсовета Александр Юшков, глава поселка Усть-Абакан Александр Ванин, глава администрации Большеулуйского сельсовета Сергей Черепанов и многие другие участники полемики. Почти во всех выступлениях звучало: доколе будет продолжаться прессинг муниципалитетов со стороны контролирующих структур, которым несть числа? Наиболее здравые из проверяющих и штрафующих понимают неоднозначность своих действий, но кивают на несовершенство законодательной базы. Господин Бабичев дал слово по мере своих возможностей содействовать устранению «прорех» в нормативно-правовой базе. По разговорам муниципалов в кулуарах можно было заключить, что они с трудом верят в осуществимость этих обещаний. Вместе с тем никто не усомнился в главном: подобные форумы не только полезны – в них есть острая нужда. А иначе-то как?